Эдгар Сависаар, 20 августа 1991 года Председатель Совета Министров ЭССР
До 20 августа я видел один и тот же сон: мне снилось, что я нахожусь в Сибири, куда меня отправили в ссылку. Я живу в землянке. И фишка сна – из землянки по соседству выходит Горбачев. Так все и могло получиться – если бы мы вообще остались в живых.
И все же довольно быстро стало ясно, что в первые дни после объявления независимости с нами ничего не произойдет, поскольку, прежде всего, нужно было менять власть наверху, в Москве. Именно поэтому, а еще, учитывая, что Народный фронт не сидел тут тихо и сидеть не собирался, мы были недосягаемы. Наверное, были и те, кто пытался использовать эту ситуацию в своих целях. То, что сразу, в самом начале путча, уже 19 августа не было принято решение о независимости Эстонии, показывает, что и здесь были политики, которые не решались действовать до тех пор, пока не станет ясно, кто победил в Москве. (Народный фронт хотел принять решение о независимости уже 19 августа, но против голосования выступила часть христианских демократов, прежде всего, Март Лаар и Иллар Халлисте, а также 14 независимых демократов, среди которых были Яак Аллик, Индрек Тооме и др.)
Но самым ярким воспоминанием остается то, как люди смогли прийти и создать Балтийскую цепочку. Для многих это стало невероятно большим событием и переживанием. Я смог пролететь на вертолете вдоль всей цепочки и помахать людям рукой.