В преддверии Олимпийских игр Эстонский олимпийский комитет (ЭОК) провел опрос на тему о том, нужны ли спортсменам во время соревнований психологи. В основном ответы были отрицательные. А жаль, потому что Олимпиада в Рио показала, что многим спортсменам добиться желаемых результатов не удалось исключительно по психологическим причинам. Иначе говоря, вместо того, чтобы собраться и бороться за медали, наши спортсмены, что называется, просто перегорели.
Нереализованный потенциал на Олимпиаде
Не надо быть мечтателем, чтобы насчитать с десяток медалей, которые могла бы заработать эстонская сборная: четверка гребцов, фехтование – женская команда и индивидуальное первенство, Николай Новоселов, Хейки Наби, Эпп Мяэ, Герд Кантер, Март Сейм, а еще почему бы и не Ксения Балта или кто-то из наших велосипедистов. Но реально смогли добиться успеха только гребцы.
Ну хорошо – в прыжках в длину у женщин рекордные результаты оказались настолько высокие, что у Балты в этот раз просто не было возможности вмешаться в борьбу; велосипедистам для завоевания медали недостало удачи, да и смелости тоже. Говорили же потом, что Танел Кангерт мог бы рискнуть и пойти ва-банк. Но он поосторожничал.
А как же другие? Накануне Олимпиады все думали, что уж фехтовальщицы-то порадуют нас медалями – но не порадовали. Девушки начали перегорать уже в индивидуальном турнире и продолжили гореть ярким пламенем в командном. Может, им нужна была помощь психолога? Главный тренер Кайдо Кааберма считает, что всюду возить с собой психолога смысла нет, но разве Олимпиаду можно отнести к категории «всюду»?
Упустили свой шанс на медали и борцы. Глядя на медалисток в борьбе среди женщин, становится ясно как день, что Мяэ должна была бы показать класс. Но в решительный момент она на секунду ослабила внимание – и все. Медалисткой стала ее соперница, с которой она до сих пор справлялась.
Без медали остался и опытный Наби. Задним числом можно сколько угодно говорить о странном решении судей, но для победы что-то надо сделать и самому.
Большие надежды связывались с Сеймом. Потом мы узнали, что штанга оказалась скользкой, а пальцы… слишком короткими. Я встречался с Сеймом и видел его пальцы, с ними все в порядке, но следует признать и то, что его конкуренты были лучше подготовлены к соревнованиям. Однако Сейм сбавил обороты уже в рывке. Видимо, и он психологически был не слишком готов к борьбе?
Или возьмем Майсела Уйбо, которому в прессе уже перемыли все кости. И он тоже просто перегорел. Поскольку в том, что десятиборец, показавший на тренировках великолепный результат, мог бы набрать более 8500 очков, сомневаться оснований нет.
В Эстонии есть тройка мощных копьеметателей. Дома копья у них улетали за отметку 85 метров, но в Бразилии показать аналогичные результаты они не смогли. Например, такой бесспорно хороший метатель, как Танел Лаанмяэ, ни на одном престижном соревновании не смог пройти дальше квалификации. Почему техника подводит спортсменов в самый ответственный момент?
Необходим анализ
Возможно, дело не в одном только психологе, и все же Игры в Рио наглядно показали, что эстонские спортсмены не умеют реализовывать все свои возможности. То, что наши олимпийцы получили 11 мест в первых десятках, является очень неплохим показателем, говорящим о том, что большой спорт в Эстонии находится на крепком среднем уровне, но с другой стороны – только одна бронза при таком количестве мест в первой десятке – результат посредственный. Последний раз мы так плохо выступали на Играх в Атланте в 1996 году.
Вот почему мне очень хотелось бы услышать анализ выступления эстонской сборной в Рио от нашего олимпийского комитета и спортивных союзов. Что способствовало бы достижению высокого уровня и чего не хватило, чтобы завоевать медали, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз их все-таки получить? Тянуть с анализом нельзя, и анализ этот должен быть содержательным и глубоким.
Эстонскому спорту не следует утешаться тем, что мест в первой десятке у нас больше, чем у Финляндии, а Латвия и вовсе ничего не завоевала. А вот Литва получила четыре медали, а Дания, например, 13 медалей. Конечно, можно проводить сравнения с соседями и странами, нам близкими, но вот цели следует ставить независимо от других.
Ставить высокие цели
Игры в Рио закончились, начался новый четырехгодичный олимпийский цикл. Судя по нашим результатам в Рио, можно надеяться на неплохое выступление эстонских
спортсменов в Токио. Так, Мартин Куппер уже заявил, что цель у него может быть только одна – в Токио он будет бороться за золото.
Не менее амбициозные цели должны поставить себе и фехтовальщицы, а также Мяэ и Сейм. Подумать о медалях могли бы также Балта, Мяги и Уйбо. Наверняка за последующие четыре года у нас появятся и другие перспективные атлеты. И тут огромную роль должен играть ЭОК.
Задача спортивных функционеров – сделать все для того, чтобы спортсмены международного уровня – а попадание в олимпийскую десятку служит неоспорим доказательством этого – не беспокоились ни о чем, а занимались исключительно тем, чем они и должны заниматься – тренировались и соревновались.
Уже сейчас ЭОК должен четко определиться с тем, сколько медалей мы хотим получить на Играх в Токио. Такую же цель должен поставить перед собой каждый спортсмен, который планирует поехать на следующую Олимпиаду. Когда цели будут определены, нужно будет выработать стратегию их достижения, чтобы эстонские спортсмены были готовы в самый ответственный момент реализовать свой потенциал и завоевать медали.