Август-91: почему Эстония и Россия вспоминают его по-разному? (28)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Вадим Штепа
Copy
Вадим Штепа.
Вадим Штепа. Фото: личный архив

20 августа, в День восстановления независимости Эстонии, я посетил посвященный ему концерт на таллиннской площади Свободы. Выступали десятки музыкальных и танцевальных групп, заставляя подпевать и включая в пляс зрителей, которых были тысячи. 

Словом, царило настоящее праздничное настроение, которому благоприятствовала и солнечная погода. Главный слоган праздника: Vabadus on tunne (Свобода – это чувство).

Конечно, для Эстонии в этом году праздник особо значим – отмечается 25-летний юбилей восстановления независимости. Но все же, если вспомнить историю, эта дата связана с московскими событиями. Решение Верховного Совета Эстонии 20 августа 1991 года о восстановлении независимости республики стало реакцией на путч ГКЧП, который начался в Москве днем раньше и грозил повсеместным силовым восстановлением советской империи.

Тем не менее, этот путч тогда сорвало руководство России, а главное – миллионы обычных граждан, которые выступили против советской реставрации и в Москве, и во многих других городах. Но сегодня мы наблюдаем исторический парадокс – о тех драматических днях в Эстонии помнят гораздо больше, чем в Москве.

В российской столице 20 августа прошло лишь немногочисленное мемориальное шествие с возложением венков к монументу трем погибшим противникам путча. Причем участвовали в нем (судя по прямой видеотрансляции Радио «Свобода») в основном люди в возрасте, непосредственные участники защиты Белого дома. Молодежь была практически незаметна. И это весьма яркий контраст с таллиннским концертом. Многие его участники, напротив, родились уже после 1991 года. Но праздник обретения свободы в Эстонии стал общенациональным – в отличие от России.

Видимо, потому, что никакого обретения свободы в России тогда так и не произошло. Показательно, что московская мэрия сначала даже вообще запретила это юбилейное шествие – и разрешила его только в самый последний момент, видимо, осознав абсурдность такого запрета. Ведь вся нынешняя российская власть фактически и выросла из Августа-91 – именно его победитель Ельцин впоследствии назначил своим «преемником» Путина…

Но о тех событиях в путинской России вспоминать не принято. Потому что они выглядят очень неудобно для нынешнего режима – когда безоружные люди останавливают танки, а еще вчера всесильные генералы КГБ отправляются за решетку. С точки зрения сегодняшнего российского законодательства – это безусловный «экстремизм».

Юбилейное московское шествие было разрешено мэрией, лишь если количество его участников не превысит ста человек и они не будут нести никаких «экстремистских» лозунгов. И оно прошло под бдительным надзором полиции. Еще печальная и символическая ирония истории – площадь Свободной России, примыкающая к Белому дому и получившая свое название после провала путча, сегодня обнесена забором из металлических прутьев.  

Фактически из символов, которые утвердил Август-91, в нынешней России остался лишь бело-сине-красный флаг. Но с тех пор он решительно изменил свое значение. Если тогда он ассоциировался со свободой и победой над советской диктатурой, то сегодня демонстрантов разгоняет полиция, на шевронах которой изображен тот самый триколор…

Более того, некогда демократический российский триколор стал символом новых имперских амбиций. Именно под ним в 2008 году происходило вторжение в Грузию, а в 2014-м был аннексирован Крым и развязана война на востоке Украины. Но может быть, это неслучайно? Изначально этот флаг еще при Петре I появился именно как флаг Российской империи. И российские демократы 1991 года, сделав его своим символом, просто не предусмотрели, что он может вернуться к своему исходному, имперскому смыслу.

Имперская эволюция нынешней России фактически обессмыслила победу над путчем 25-летней давности. Уже многие аналитики печально замечают, что ГКЧП с его властью силовиков сегодня взял исторический реванш. Поэтому этот юбилей в России особо и не празднуется. Что праздновать, если вместо когда-то ожидавшейся свободы в стране сегодня людей преследуют просто за мысли и даже картинки в соцсетях?

Причина этого во многом связана с особенностями исторического сознания в России. Если Эстония и некоторые другие постсоветские страны обратились к своему прежнему опыту независимых республик, стремясь продолжить его в новой реальности, то в России почему-то не вспомнили свой республиканский опыт Февральской революции 1917 года и созыва Учредительного собрания. Вместо этого Российская Федерация стала воспринимать себя прямым преемником Российской империи. Поэтому неоимперская политика последних лет вызвала одобрение многих россиян.

Тем не менее, имперское подавление граждан в нынешней России может однажды привести к новому «Августу». Только важно вынести исторические уроки из предыдущего. Чтобы свобода действительно стала неотъемлемым чувством. И тогда в России будет такой же праздник, как в Эстонии.

Наверх