Полнометражный мультфильм режиссеров Криса Рено и Ярроу Чейни ждали с нетерпением: трейлер «Тайной жизни...» был очень смешным и подавал надежды на высококлассную комедию, которая будет одинаково интересна и детям, и взрослым.
«Тайная жизнь домашних животных»: кролик бывает кусачим...
В принципе, «Тайная жизнь домашних животных» вполне эти надежды оправдывает, хотя, увы, сам по себе сюжет ее оказался куда более обычным (надо бы написать «по-голливудски», но это беда не только и не столько Голливуда, сколько любого искусства, к которому причастны великие боги Маркетинг и Менеджмент). С другой стороны, мультфильм этот ставит недетские вопросы. Недетские настолько, что местами кажется, будто создателям «Тайной жизни...» отказывает вкус.
Он не вернулся с прогулки
Зачин, впрочем, вполне традиционный: жили-были избалованный домашний пес Макс и его чудесная хозяйка Кэти (дело происходит в Нью-Йорке, который вполне чудесен, многокрасочен и небоскрёбен). Макс до поры ни в чем не знал отказа, но вот однажды Кэти привела домой еще одну собаку – большого (в сравнении с небольшим Максом) мохнатого ньюфаундленда Дюка. Псы повздорили: Макс оказался ревнивцем, а Дюк – грубияном и хулиганом.
На следующий день, когда специально нанятый человек выгуливал Макса, Дюка и еще дюжину собак разных пород, ньюфаундленд, воспользовавшись шансом, утащил Макса в глубь города с намерением оставить его там навсегда. Типа – огорчился и сбежал! Беда в том, что Дюк туповат и в результате сам тоже попал в передрягу. Сначала на псов напали дикие кошки, потом их поймали собаколовы. А по пути в приют машину собаколовов атаковала банда зверей под предводительством напрочь отмороженного кролика с обманчиво нежной кличкой Снежок.
Через считанные минуты наши герои обнаруживают себя в нью-йоркской канализации в компании бывших домашних любимцев, брошенных хозяевами и решивших устроить в ответ грандиозную революцию. Среди подземных мстителей – свинья Татух, на которой в тату-салоне тренировались новички, страшенный бульдог в стальном наморднике, напоминающем намордник доктора Ганнибала Лектера, хамоватые хамелеоны и совсем жуткий питон с во-от таким зубом.
В это время влюбленная в Макса собачка Гиджет (очаровательный померанский шпиц с глазами в полтела) понимает, что ее герой не вернулся с прогулки, и решает покинуть безопасную квартиру, чтобы его найти. Для этого она мобилизует своих (и Макса) многочисленных соседей по дому, включая жирную кошку Хлою, мопса Мэла, таксу Бадди и кровожадного ястреба Тиберия. Впоследствии их возглавляет старый мудрый бассет-хаунд Попс с парализованными задними лапами, знающий в городе все ходы и выходы.
Стая брошенных обозлившихся зверей против содружества домашних, добрых и пушистых (не считая Тиберия): кто кого?
Чему нас учит это кино
Все это, конечно, весьма благородно и назидательно. «Тайная жизнь домашних животных» содержит необходимое для детского организма количество морали. Конечно, друзьям, когда им плохо, надо помогать (когда Гиджет призывает собаченек сплотиться и спасти Макса, трусит, кстати, только одно животное, левретка, но ей как-то прощаешь: в финале, встречая вернувшихся с работы хозяев, она так радуется, что трясется и тут же делает лужу на полу). Конечно, жить дружно лучше, чем враждовать. Ну и главное: если животное любить, кормить, поить и лечить, оно будет счастливо и не встанет на путь зла. Вот как с кроликом Снежком в конце получилось: полюбила его случайно встреченная девочка – и из садиста-психопата, готового крушить врагов голыми лапами, он моментально превратился в эдакую благостную милаху.
Честно говоря, последняя мораль довольно сомнительна. О том, можно ли одной любовью изменить человеческую (а тем более звериную) природу, можно и нужно спорить, но в любом случае за минуту подобное преображение не происходит: садисты-психопаты все-таки имеют тенденцию оставаться садистами-психопатами, даже если их обнять и, допустим, поцеловать. Хотя, действительно, «собака бывает кусачей только от жизни собачьей», и с кроликами, как нам доказывают, такое случается тоже.
Еще более странные штуки с фильмом делает антропоморфизм, придание животным человеческих черт. На протяжении всей картины подчеркивается, что особое счастье собак (и даже кошек, хотя те не показывают виду) заключается в том, что они, эти собаки, кому-то принадлежат и при ком-то живут. Для собак это, может, и верно, но когда видишь говорящих и смеющихся псов, поневоле представляешь себе людей, а с людьми всё совсем по-другому.
Кажется, сценаристы этот момент отрефлексировали, потому что в фильме есть сцена совершенно, в общем, бесполезная, которая доводит идею «существ второго сорта» до абсурда. В какой-то момент проголодавшиеся Макс и Дюк пробираются на сосисочную фабрику и там, разлегшись на конвейере, радостно пожирают сосиски десятками. Вдруг ниоткуда налетает туман – и осчастливленным псам видится, будто они попали в свой собачий рай, полный танцующих и поющих сосисок обоих полов. Похожие на африканских аборигенов сосиски в камышовых юбочках водят хороводы и затягивают веселые песни. Макс от избытка чувств откусывает половину одной такой веселенькой сосиски – и она, явно счастливая тем, что смогла выполнить свою функцию, продолжает танцевать.
Воля ваша, но есть в этом что-то противоестественное. Корень зла тут, разумеется, – пресловутое одушевление зверей и вещей: если уж ты применяешь этот прием, применяй его с умом и не внушай детям, что бывают на свете существа, радующиеся тому, что ты ими владеешь или даже их ешь. Ну и главное: возникает противоречие, которое фиксируется хотя бы и подсознательно. Выходит, у кого-то – собак, кошек, птичек, сосисок – есть некий смысл жизни, который делает их счастливыми. Зачем при таком раскладе проявлять свободу воли, идти кого-то спасать и так далее – решительно непонятно.
В остальном «Тайная жизнь домашних животных» – вполне вменяемый мультфильм о дружбе, доблести и других достоинствах. Насколько все это применимо к зверям и вещам – вопрос. Но для детского мультика, наверное, сойдет.