/nginx/o/2016/08/30/5775709t1h4263.jpg)
Псевдобайопик «Девушка-король» совместного шведско-финско-франко-германо-канадского производства, поставленный финном Микой Каурисмяки, – это опоздавший на 63 года ответ Европы на голливудскую черно-белую романтическую драму «Королева Кристина» в постановке Рубена Мамуляна с Гретой Гарбо в заглавной роли.
Женщина на троне – это всегда романтично. «Властитель слабый и лукавый» мужеска пола, вроде английского Эдварда II, французского Генриха III, польского Михала Корибута Вишневецкого, шведского Эрика XIV или советского Михаила Горбачева (обо всех, кроме последнего, сочиняли романы и драмы выдающиеся писатели) вызывает в лучшем случае насмешливое сожаление, в худшем – отвращение.
Семь пятниц на неделе
Женщина – дело другое. У нее по натуре семь пятниц на неделе, ее поступки непредсказуемы для нее самой, она чарует сочетанием нежной хрупкости и власти, ее воспевают поэты и ненавидит кружащее вокруг престола черное воронье – церковники и прочие ханжи и реакционеры.
О коронованных дамах охотно снимают фильмы – правдивые и не очень. Если факты противоречат видению сценариста и режиссера, тем хуже для фактов.
Британец индийского происхождения Шекхар Капур, автор картин «Елизавета» и «Елизавета. Золотой век», смело вторгся в личную жизнь королевы. В первой картине она, скрепя сердце, отсылала от двора Роберта Дадли (его жена погибла при сомнительных обстоятельствах, и ненавистники фаворита говорили, что он сам от нее избавился, чтобы жениться на королеве). Это правда. Но... милые бранятся – только тешатся; Роберт был единственным мужчиной, которого Елизавета любила, она вернула его ко двору, даровала титул графа Лестера, и в критические моменты войны с Испанией граф много сделал для Англии. Мистер Капур во второй картине ухитрился обойтись вовсе без него, а его функции передал обаятельному пирату и поэту сэру Уолтеру Рэли.
Зато у того же Капура в 1586 году к Елизавете сватается Иван Грозный, скончавшийся в 1584 году. Бравый американский сержант из «Сибирского цирюльника», вероятно, прокомментировал бы этот казус афоризмом «он – русский, и это многое объясняет».
Создатели сериала «Царство» сплели вокруг юной Марии Стюарт столько интриг, сколько сама она, при всем поэтическом воображении, никак не смогла бы придумать. Из хилого и больного мужа Франциска II, скончавшегося в 16 лет, они сделали белокурого отважного рыцаря; ввели в действие никогда не существовавшего королевского бастарда Баша, смазали и исказили всю политическую картину Франции второй половины XVI века, в реальности захватывающе интересную. Уж на что вольно обращался с историей Дюма, но такого он себе не позволял!
Королева-девственница
А теперь – о нашей героине. Кристина Шведская была единственным ребенком Густава II Адольфа (мы обязаны ему Тартуским университетом). Король мечтал о сыне, и Кристину с детства воспитывали как мальчика-принца: она получила прекрасное образование, знала все живые и мертвые европейские языки, отлично держалась в седле и фехтовала.
Густав Адольф погиб в 1632 году, когда Кристине не исполнилось еще шести лет, девочка стала королевой. Правил за нее, естественно, государственный совет, во главе которого стоял мудрый и прогрессивно мыслящий канцлер Аксель Оксеншерна.
Официально коронована она была в 1650 году. От Кристины требовали, чтобы она вышла замуж и дала стране наследника, но она, по одним сведениям, панически боялась умереть при родах, а по другим – ее, воспитанную как подобает юноше, не интересовали мужчины.
С блестящими аристократами Магнусом Делагарди, Эриком (в фильме он почему-то Юхан) Оксеншерной и дальним родственником принцем Карлом Густавом ее связывали доверительные дружеские отношения, не более. Хотя все трое были в нее влюблены и неоднократно предлагали руку и сердце. Единственной сердечной привязанностью Кристины была первая фрейлина королевы графиня Эбба Спарре.
Кристина мечтала превратить Стокгольм в Северные Афины. От своих победоносных полководцев она требовала, чтобы те в качестве трофеев привозили сокровища библиотек и музеев. Она пригласила в Швецию Декарта. Блестящее правление хорошо для двора, но плохо для страны: казна, пополнившаяся за время Тридцатилетней войны, истощалась. К тому же Кристину тяготило лютеранство, оно казалось королеве слишком скучным и ограниченным.
В конце концов королева объявила, что усыновляет в качестве наследника короны Карла Густава, отказалась от короны, приняла католичество, уехала в Рим, где покровительствовала наукам и искусствам – и по смерти в возрасте 67 лет удостоилась чести быть похороненной в соборе Св. Петра, где кроме нее покоятся еще только две женщины.
Оба фильма о Кристине заканчиваются ее отречением и принятием католичества.
Не всё могут короли
Голливуд от подлинной истории королевы-девственницы камня на камне не оставил. Сюжет строится на любви Кристины к испанскому послу дону Антонио де Ла Пенья (вымышленный образ); в финале дон погибает, а Кристина стоит на носу уносящего ее из Швеции корабля, и слезы катятся по прекрасному лицу королевы.
Мика Каурисмяки и его интернациональная команда пошли другим путем. Они проложили сюжет через основные узловые точки царствования Кристины, не пытаясь сделать красавицу из угловатой королевы, какой она была на самом деле. В исполнении шведки Малин Буска Кристина нехороша собой, но очень харизматична; актриса играет глубокую и мятущуюся натуру, ее Кристина постоянно в напряжении, переписывается с Декартом, чтобы понять природу страсти (мы-то ценим его не за это) и полна желания облагодетельствовать страну.
Кристина соткана из противоречий. Мечтает о мире – и в момент, когда Оксеншерна ведет в Оснабрюке переговоры с дипломатами Священной Римской империи, приказывает принцу Карлу Густаву занять Прагу. Вести переговоры с позиции силы проще, но на деле Кристине нужны уникальные рукописи Пражской библиотеки, в том числе таинственный «Кодекс Сатаны»...
Кристина слишком утончена, эксцентрична, романтична и самоуверенна, чтобы быть полезной стране. При этом борьбы между прогрессивной королевой и косной знатью в фильме нет. Узловые точки правления есть, но путь между ними, без которого не понять личность Кристины, прочерчен бледным пунктиром. Нам предлагают поверить в то, что старая аристократия против ее реформ, но в фильме за Кристину – и канцлер, и его сын, и первый дворянин королевства Магнус Делагарди, и полководец Карл Густав – то есть премьер-министр, МИД, силовые структуры... Оппозиция представлена пожилыми дворянами, которые изображают позывы к тошноте, когда Декарт у них на глазах извлекает из головы трупа мозжечок. А вас не стошнило бы?
Не знаю, таковы ли были намерения Каурисмяки, но получился у него фильм о неудачном правлении благонамеренной, но взбалмошной барышни.
Да, Кристина старалась открывать школы и библиотеки, но в фильме все это сведено к «фарфоровой культурной революции»: на обеде по случаю коронации Кристина требует заменить оловянную посуду французской фарфоровой.
А чего стоит сцена, в которой юная королева произносит речь перед народом, обещая благоденствие и просвещение, тот растерянно безмолвствует, а канцлер, которому известно, чего простолюдинам надо, кричит: «Пива всем!» – и плебс возглашает здравицу в честь правительницы! Это же откровенная сатира, остроумная и горькая.
Про власть и про это
Искренне любит Кристину, кажется, один Карл Густав (Франсуа Арно). Романтический полководец, получив очередной отказ, впадает в депрессию и удаляется на затерянный остров, где парится в бане, купается в проруби и вообще всячески поддерживает принцип «в здоровом теле – здоровый дух».
Сама Кристина влюблена в блондинку Эббу Спарре (Сара Гадон). Что там творилось между девушками – история умалчивает, известно лишь, что королева прилюдно целовала фрейлину в губы, шокируя придворных. Политкорректные создатели фильма развернули трогательную историю любви двух женщин, грубо прерванную отсталыми графами и баронами, не доросшими до современной широты взглядов. Разлученная с Эббой, которую насильно выдают замуж, Кристина впадает в депрессию. Именно любовь заставляет ее отречься от престола. Не хотите – не верьте!
Фильм снят красиво: на платья дам студия не скупилась, а для господ сошли черные камзолы, которые носила протестантская знать, презиравшая роскошь. Однако относиться к костюмно-исторической драме как к учебнику истории не стоит. Впрочем, в наше время учебники лгут не менее беспардонно, но не так увлекательно.
------------------------
«Девушка-король»
(The Girl King)
Реж. Мика Каурисмяки
В ролях: Малин Буска, Сара Гадон, Микаэль Нюквист
2015 г, 106 мин.
Премьера в Эстонии состоялась 26 августа