О том, что система работы судебных исполнителей нуждается в скорейшем изменении, было сказано уже много. Настало время делать конкретные предложения. Без широкой общественной дискуссии вокруг того, как должны работать судебные исполнители, сложно добиться, чтобы система взыскания долгов служила интересам общества, а не была самодостаточной структурой, действующий в интересах узкого круга лиц.
Три предложения по ограничению произвола судебных исполнителей
Первое
Необходимо лишить судебных исполнителей статуса частных лиц-предпринимателей. Востребование долгов в нашей больной экономике - вопрос не экономический, а социально-экономический. При этом социальная составляющая забыта напрочь. Нельзя продолжать делать «бизнес на слезах». Судебный исполнитель должен в своей деятельности руководствоваться интересами всех сторон, а не только своими. Для этого им необходимо присвоить статус госслужащих с фиксированной зарплатой (а не по результатам деятельности) и, что самое главное, с ответственностью и подотчетностью. Пока в своей деятельности судебные исполнители заинтересованы в получении прибыли, нынешняя пагубная практика «потрошить должника» будет сохраняться.
Второе
Деятельность судебных исполнителей должна быть прозрачна, подотчетна и, в случае нарушения закона, наказуема. Сейчас в Эстонии сложилась система, в которой судебный исполнитель вершит судьбы людей практически бесконтрольно. Первая инстанция, в которую можно пожаловаться на неправомерность действий исполнителя, – это он сам. Далее следует возможность обратиться в суд, а как долго может длиться судебное разбирательство, вряд ли стоит рассказывать.
При этом в принятии решения и отъеме собственности должника сам судебный исполнитель оперирует совершенно другими временными рамками, куда более сжатыми. Четкий контроль за тем, с кого, сколько и на каком основании удержано, необходим для того, чтобы защитить должников от произвола и предупредить реализацию коррупционных схем, которые порождает все та же безнаказанность.
Приведу простой пример – жительница Таллинна получила от судебного исполнителя уведомление о необходимости заплатить штраф за неправильную парковку автомобиля, который ей не принадлежит и о существовании которого в природе она до получения штрафа не имела никакого представления. После того, как судебный исполнитель выслушал ее аргументы и понял, что женщина к штрафу непричастна, сам штраф был аннулирован. А вот за услугу по востребованию велено было заплатить со словами: «Я ведь свою работу сделал».
Третье
При местных самоуправлениях необходимо создать консультационные центры помощи для «клиентов» судебных исполнителей. Основная задача центра – дать вовремя необходимую информацию и оказать «первую юридическую помощь». Зачастую люди, столкнувшиеся с судебными исполнителями, не могут позволить себе платную консультацию у юриста. Это становится одной из причин того, что люди впадают в депрессию и начинают совершать ошибки, за которые им после приходится в прямом смысле тяжело расплачиваться: не ходят на судебные заседания, не подают вовремя необходимые бумаги и так далее.
Ориентиром для работы такой службы может быть опыт Хельсинки, где такая работа ведется достаточно давно. Квалифицированные специалисты помогают попавшим в затруднительное положение жителям финской столицы в составлении документов, в ведении переговоров с банками, выработке графиков платежей, дают консультации в финансовом планировании с учетом доходов и расходов. Разумеется, оказывается и психологическая помощь. Подобные начинания в разных видах существуют в Эстонии, но необходимо, чтобы это происходило централизованно под эгидой местных самоуправленией.
Вместо послесловия
Один раз житель Хельсинки может взять у города беспроцентный займ размером до 18 000 евро для погашения долгов, чтобы сэкономить на процентах. Понятно, что нам сложно в нынешней экономической ситуации предалагать столь щедрые условия, но этот пример может быть хорошим ориентиром для правительства, которое придет к власти после 6 марта: не только создание либеральных условий для крупного бизнеса, но и забота об обычных людях, тем более, оказавшихся в сложной ситуации