Детям с особыми потребностями еще больше усложнили жизнь (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Илья Смирнов
Copy
Сейчас Матвей проходит в Хаапсалу курс восстановительного лечения, а на следующей неделе он будет вынужден отправиться в новую для него школу.
Сейчас Матвей проходит в Хаапсалу курс восстановительного лечения, а на следующей неделе он будет вынужден отправиться в новую для него школу. Фото: Частный архив

Двух детей с особыми потребностями чиновники и школьные руководители в Нарве лишили привычной учебной среды и любимого учителя якобы потому, что иначе не могли по закону.

«Нам все нравилось, мы ничего не требовали, но у нас все забрали», – вот так это выглядит с точки зрения родителей.

Нехорошо, когда хорошо?

Маленькие нарвитяне Матвей и Алиса – оба с детским церебральным параличом – прошлый учебный год дружно учились по программе первого класса в Нарвской школе № 6. Тогда администрация пошла навстречу этим переступившим порог школы ребятам с особыми потребностями и их родителям, предоставив для занятий маленькое помещение на первом этаже и прекрасного учителя. В прошлом учебном году всем казалось, что детям создали лучшие из возможных условия, поэтому и учеба давалась с радостью, оценки пошли хорошие.

Но хорошее быстро закончилось. Маме Матвея, Рите Тернос, очень больно рассказывать сегодня о том, что в наступившем учебном году двух одноклассников, друживших еще с детского сада, разлучили не только друг с другом, но и с их любимой учительницей. Матвея родители вынуждены были перевести в нарвскую специализированную школу Паю, намного дальше от дома, Алиса же осталась в своей школе № 6, но зачислена теперь в общий второй класс с логопедическим уклоном.

Отвечая на вопрос коррес­пондента «Postimees на русском языке», почему она собственноручно подписала заявление для перехода в другую школу, Рита Тернос говорит, что в прошлом году на родителей обоих детей начали оказывать давление.

Это ощущалось буквально при каждом общении с городскими чиновниками, членами консультационной комиссии, школьной администрацией. Так, в последнем августовском письме из родной школы № 6 было сказано, что Матвей должен будет пойти в обычный третий класс без индивидуальной программы, несмотря на то что за два минувших года он усвоил программу лишь первого класса – и теперь вот сразу в третий, да еще с обычными детьми, да еще к новому учителю.

Кроме того, родителям Матвея сказали в специализированной школе Паю, что решение о переходе надо принять быстро.

Рита Тернос снова и снова подчеркивает, что в школе № 6 на самом деле уже давно все было приспособлено – родителей Матвея и Алисы все устраивало, и детям нравилось там учиться.

«Зачем докапываться до какой-то ширины двери, если нам на нее вообще наплевать: детская коляска инвалида, даже если он будет учиться в десятом классе, все равно сможет проходить в обычную дверь», – говорит мама Матвея.

Еще одной причиной стало отсутствие в школе специализированного туалета. «Нет там спецтуалета – ну и ладно! – парирует мама. – Нет такого закона, по которому инвалид обязан посещать только специализированный туалет, если он может ходить в обычный. Я считаю, что это просто повод. Мы говорим: „У нас хорошие условия”, а нам в ответ: „Нет, у вас плохие условия”. Это говорят нам все в один голос – и как с этим спорить?!»

Свое отчаянье мама эмоцио­нально выплеснула в социальной сети: «Как вы думаете, как отреагирует какой-нибудь чиновник, депутат, директор школы на предложение отправить своего маленького здорового ребенка учиться в интернат? Да он будет возмущен! Почему же такое удивление вызывает у них, когда родитель ребенка с особыми потребностями не хочет отправлять в интернат своего ребенка, который не просто привязан к родителям, а нуждается в помощи, любви и поддержке в разы больше, чем здоровый. А нам эти предложения делают с легкостью. И удивляются: ведь хоть и далеко от дома, но будет специа­лизированный уход, он там всему научится – что тут такого? Любая семья может выбрать школу, хоть по месту жительства, хоть по уклону, хоть по рейтингу. Есть такой выбор у нас, у родителей особых детей? Да, мы тоже ищем школу, но нам приходится искать ее по принципу: хоть бы кто-то взял учить нашего ребенка».

«Да, здесь сложная ситуация», – признает заместитель завотделом культуры Нарвской горуправы Лариса Дегель, ведающая вопросами образования. Но она уверяет, что родителям Матвея руки не выкручивали, и есть возможность оставить мальчика в школе № 6, как это и про­изошло с Алисой.

Однако если нужен особый класс для детей с ограничениями в передвижении, то такой открыт только в школе Паю.

Класс был, но его не было

«Если они остаются в шестой школе, то будут присоединены к какому-то другому классу, будет составлена индивидуальная программа исходя из всех рекомендаций, которые мы сможем учесть, однако открыть спецкласс для детей с нарушениями движения мы там не можем», – объясняет Лариса Дегель.

Но ведь такой класс уже был, и двое детей-инвалидов счастливо проучились в нем целый учебный год. Лариса Дегель не соглашается, казалось бы, с совершенно логичным утверждением, что класс в действительности закрыли: «Нет, он не был там открыт – в уставе шестой школы нет упоминания о классах для детей с нарушениями движения». Чиновница опирается на официальные бумаги и законы с их всевозможными спецтребованиями: «Дети учились в обычном классе, в котором их просто было двое. Официально выдать школе согласие на открытие такого класса мы не имели права, так как учебная среда школы не соответствует требованиям, обозначенным в законе».

То есть картина с точки зрения чиновника такова, что дети, действительно, были приняты в прошлом учебном году в школу – и там для них были созданы некоторые условия, но формальности не соблюдались.

«Паюская школа отвечает всем требованиям для открытия такого класса: помещение находится на первом этаже, столовая – на первом этаже, есть возможность для занятий физиотерапией, что тоже предусмотрено законом», – перечисляет Лариса Дегель, добавляя, что в целом речь идет не об открытии одного спецкласса для конкретных детей, а о разрешении всей школе открывать подобные классы и набирать учеников с особенными потребностями. Такое разрешение выдано Паюской школе весной нынешнего года.

«Там же не преступники сидят, и по закону у них все правильно – мы бессильны против этого, – подводит итог Рита Тернос. – В консультационной комиссии нас назвали капризными родителями, которым все предлагают, а им все не нравится. Да в том-то и дело, что нам все нравилось и не требовали мы ни пандусов, ни туалетов. А нас всего лишили».

Комментарий

Лариса Дегель, Нарвское горуправление:

- Специализированные классы предполагают определенную норму наполняемости. В обычных классах основной школы может быть до 24 детей – как правило, у школ не возникает трудностей с формированием полных классных комплектов. В специализированных классах - от 4 до 12 учащихся. В специализированный класс зачисляются дети только с определенным диагнозом, потребностями. Обеспечить оптимальную наполняемость класса, соблюдая возраст и особые потребности ученика, крайне трудно.

Государство выделяет финансирование на содержание специализированных классов таким образом, что расходы на организацию учебного процесса не покрываются в текущем году - финансирование начинают выделять только по прошествии года. Ответственность директора школы – обеспечить полной заработной платой всех педагогов школы, несмотря на то, что кто-то из педагогов в этой ситуации работает с полным классом  а кто-то работает практически индивидуально. Это трудно, но преодолимо.

В большинстве случаев, если это возможно, то школы организуют учебный процесс индивидуально – составляют индивидуальную программу шкалу оценивания, назначают специалиста поддержки, если необходимо, ребенку предоставляется больше времени для выполнения заданий, при составлении расписания учитывается необходимость проходить реабилитационные процедуры и др.

Конечно же, если есть ученики, которым необходим тот или иной класс, то мы формируем такие классные комплекты. Но, необходимо помнить о том, что закон обязывает местное самоуправление открывать специализированные классы в муниципальных школах, руководствуясь рекомендациями региональной консультационной комиссии. Но закон не обязывает местное самоуправление открывать специализированные классы во всех школах, руководствуясь только возникшей необходимостью и желанием родителей посещать именно эту школу. К сожалению, открытие и содержание специализированного класса связано со значительными бюджетными вложениями.

Вторая задача – обеспечить специализированному классу ту учебную среду, которая предписана законом. Некоторые специализированные классы (например, для детей с нарушениями речи или детей, имеющих трудности в обучении) не требуют особых условий. Для класса, где учатся дети с нарушениями движения, необходимо адаптировать помещения, учитывая ограничения детей в движении (ширина дверных проемов, отсутствие ступеней, наличие пандусов и лифта и др). Для этого школе необходимы значительные средства. В Нарве есть школа, где открытие класса для детей с нарушениями движения, не требовало подготовки учебной среды. Это - школа Паю.

Ключевые слова

Наверх