Без Каримова и без кормила

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Ристо Киви
Copy
За обуздание радикализма Каримову прощались все его недемократические прегрешения.
За обуздание радикализма Каримову прощались все его недемократические прегрешения. Фото: Reuters / Scanpix

Уход многолетнего президента Узбекистана Ислама Каримова (1938-2016) не стал ни для кого особым сюрпризом: здоровье диктатора, твердой рукой правившего страной с 1985 года, уже на протяжении ряда лет оставляло желать лучшего. В прошлое воскресенье в очень тяжелом состоянии он был доставлен в больницу, в эту пятницу власти Узбекистана официально сообщили о его смерти. 

Страна оказалась перед лицом исключительно серьезной проблемы преемственности власти, имеющей явно взрывоопасное международное значение. Кто станет преемником Каримова? Сумеет ли он укрепить свою власть? Если нет, грядет ли гражданская война и каковы могут быть ее последствия для соседей?

Спящий вулкан

Следует учитывать, что бедный и во многих отношениях отсталый Узбекистан является самой крупной по численности народонаселения бывшей советской республикой Центральной Азии. Почти 32-миллионное население Узбекистана составляет около половины жителей региона. Страна богата полезными ископаемыми (нефть, природный газ, золото, медь и т.д.), которые хотя и не используются в достаточной мере, но имеют значительный потенциал.

К тому же Узбекистан расположен посередине Центральной Азии и граничит с Афганистаном и с четырьмя другими бывшими советскими среднеазиатскими республиками, что может сделать его ареной всемирной геополитической схватки за власть. Не надо забывать, что маргинальный и отсталый сегодня Узбекистан в свое время был важным центром. Так было во времена Шелкового пути, в эпоху Тамерлана и его преемников.

Если учесть тот факт, что радикальные исламисты имеют в этом регионе значительное влияние, не стоит удивляться тому, что большинство аналитиков проявляет озабоченность. С помощью достаточно жестких методов Каримов держал экстремистов в узде, и если его кончина обернется вакуумом во власти и гражданской войной, дело может принять крайне серьезный оборот и проблема распространится на соседние страны.

Жесткая стабильность

Выросший в детском доме и получивший экономическое и инженерное образования Ислам Каримов в конце советской эпохи сделал стремительную карьеру. В 1989 году он возглавил компартию Узбекистана, а годом позже стал президентом Узбекской Советской Социалистической Республики. Следует отметить, что уже тогда Узбекистан пользовался репутацией отсталого и коррумпированного края.

Когда 25 лет назад страна обрела независимость и Каримов стал ее президентом, поначалу там особо ничего не менялось, разве что экономика разрушалась, а коррупция росла. На протяжении последующих двух с половиной десятилетий экономика немного окрепла, однако Узбекистан по-прежнему является очень бедной страной. Объем ВВП на одного жителя государства с учетом паритета покупательской способности составляет примерно 5500 долларов в год (номинально – еще вполовину меньше). Для сравнения: соответствующий показатель соседнего Казахстана составляет около 25 000 долларов.

Наряду с Россией основным торговым и инвестиционным партнером Узбекистана становится Китай. Однако главным ориентиром для этой страны все же остается Москва, ведь необходимо учитывать, что не менее двух миллионов узбеков работают в России, и их денежные переводы домочадцам являются немаловажным источником дохода местного населения. В целом же экономика страны контролируется иностранным капиталом и местной элитой.

Самым значительным изменением по сравнению с советской эпохой представляется распространение радикального ислама. Радикальные исламистские движения, в том числе и ИГИЛ, снискали популярность среди бедных и малообразованных народных масс Узбекистана. Следует также принять во внимание, что население страны достаточно молодо и стремительно растет. То есть в Узбекистане довольно много молодых и недовольных своей жизнью мужчин, которые крайне восприимчивы в отношении исламистской пропаганды.

Именно за обуздание этих масс Каримову прощались все его прегрешения. Страна исключительно далека от демократических свобод и от элементарных прав человека. Противники режима взяты под стражу, их убивают и подвергают пыткам, в том числе, как говорят, даже варят заживо. Однако местная светская элита, как и элиты соседних стран, а также заинтересованных великих держав – России, Китая и США – всегда смотрели на это сквозь пальцы. Поскольку альтернатива – сползание страны в хаос гражданской войны и вероятный приход к власти исламистов – воспринимается ими как куда более ужасающая перспектива.

Что будет после Каримова?

В Узбекистане отсутствует какой-либо прецедент или механизм для обеспечения преемственности власти. Формально избрать нового президента должен народ, но на самом деле такого никогда не было и в предсказуемом будущем не произойдет.

На протяжении многих лет самым вероятным преемником Ислама Каримова считали его старшую дочь Гульнару. Эта харизматичная женщина своими культурными и благотворительными проектами завоевала в том числе и международное признание, но, к сожалению, она оказалась настолько замешанной в коррупции, что попала под следствие даже в сверхкоррумпированном Узбекистане. Гульнара некоторое время назад выпала из поля зрения общественности и, как утверждают, содержится под домашним арестом. Что реально происходит в ташкентских коридорах власти, точно неизвестно, но публичным представителем семьи Каримовых в последнее время стала его младшая дочь Лола Каримова-Тилляева, которая проявила себя на дипломатическом и благотворительном поприще.

Однако Каримову-Тилляеву все же вероятным преемником не считают. Скорее говорят о кандидатурах премьер-министра Шаката Мирзияева или его заместителя Рустама Азимова. Но главное – не то, кто конкретно из круга нынешней правящей элиты встанет во главе страны. Важно, сумеет ли он удержаться у власти.

Экономика государства находится в аховом состоянии из-за падения цен на сырье на мировом рынке, а также проблем в экономике России. Отдельной проблемой стали работающие в России узбеки – объемы их денежных переводов на родину сократились, и если ситуация в России не улучшится, то скоро их можно будет ждать назад и без денег. Это ухудшило бы положение в стране еще больше. В соседних странах положение аналогичное. Ситуация взрывоопасна во всем регионе, и смерть Каримова может оказаться той искрой, которая может взорвать этот пороховой погреб.

Такого развития событий не желают ни правящие круги Узбекистана и его соседей, ни Москва, ни Пекин, ни Вашингтон. Сумеют ли сохранить в Узбекистане и во всей Центральной Азии продолжавшуюся уже 25 лет авторитарную стабильность, покажет будущее. На кон поставлено много, а альтернативы такому развитию весьма пугающие. 

Наверх