Эстонские копьеметатели сетуют на отсутствие денег

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Танель Лаанмяэ не хочет больше быть одиноким волком и призывает коллег тренироваться всем вместе.
Танель Лаанмяэ не хочет больше быть одиноким волком и призывает коллег тренироваться всем вместе. Фото: Тайро Луттер

Эстонские копьеметатели показывают хорошие результаты – в этом году три спортсмена метнули копье дальше 83 метров. В европейском и мировом рейтинге они занимают, по нашим меркам, неплохие места.

Но в то же время спортсмены никак не могут доказать свой высокий уровень на титульных соревнованиях. Они метают далеко где угодно, только не на самых важных соревнованиях сезона.

Лучше держаться вместе

«Этот сезон научил многому. Например, тому, что мы на самом деле только проигрываем от того, что слишком много тренируемся», – считает Танель Лаанмяэ.

Спортсмен, метнувший в этом году копье на 85,04 метра, принял участие уже в пяти титульных соревнованиях, но ни на одном из них ему не удалось пробиться в число 12 финалистов. Лаанмяэ удалось лишь один раз блеснуть в прошлом году, когда он стал победителем Универсиады. Однако в мире легкой атлетики эти соревнования не считаются самыми престижными.

26-летний Лаанмяэ ищет ответ на вопрос, почему на важных соревнованиях копье не летит так далеко, как это происходит на тренировках.

«Я уверен, что с нервами у меня теперь все в порядке, но, например, в Рио, когда я старался сделать упор на скорость, подвела техника. При этом когда я делаю контрольные броски, то копье улетает очень далеко», – говорит он и приводит пример, когда перед чемпионатом Эстонии он на тренировке метнул копье на 86 метров.

Без сомнения, для того чтобы выбраться из заколдованного круга неудач Лаанмяэ должен что-то изменить. Это относится и к Магнусу Кирту. Ровно год назад на соревнованиях в Кохила он установил личный рекорд 86,65 метра. В этом году его лучший результат 84,47 м, но, как и Лаанмяэ, он постоянно терпит не­удачи на серьезных соревнованиях. 26-летний Кирт в этом году уже четырежды участвовал в титульных соревнованиях, но в финал тоже ни разу не прошел.

Тренер Кирта и действующий спортсмен Ристо Мятас говорит, что он много думал и анализировал неудачи подопечного на серьезных соревнованиях, и считает, что, для того чтобы их избежать в будущем, потребуется помощь спортивного психолога.

«Во время соревнований он входит в какой-то ступор и не может действовать как на обычной тренировке, – отмечает Мятас.

Из трех копьеметателей Мятас самый опытный и самый стабильный. Участие в финалах крупных соревнований для 32-летнего спортсмена не является чем-то необычным – например, в этом году на ЧЕ он завоевал четвертое место. Однако на двух своих Олимпиадах он не показывал хороших результатов. Нужна ли ему самому психологическая помощь, Мятас пока не решил.

Перед всеми тремя спорт­сменами стоит вопрос, что делать дальше. Результаты можно было бы улучшить, если бы они могли полностью сосредоточиться на спорте. Однако с этим есть проблемы.

«Сейчас Мятас ходит на работу, кроме этого, тренируется сам и тренирует Кирта. Это же несерьезно, – считает Лаанмяэ, добавляя, что в новом сезоне они постараются больше тренироваться вместе. – У нас же не так много копьеметателей высокого класса, чтобы всем готовиться в одиночку. Это неразумно».

Танель Лаанмяэ, после того как в феврале прервалось его сотрудничество с Хейно Пуусте, весь сезон тренировался один, и дальше так продолжать он не хочет: «Кто-то хотя бы время от времени должен быть рядом. Но такого человека, кому доверяешь и кто сумел бы заставить меня метнуть за 90 метров, найти трудно. Да в Эстонии и нет тренера, который бы пообещал, что сделает из меня копьеметателя, который метнет за 90 метров!»

Лаанмяэ внимательно следит за тем, что происходит в его виде спорта, и даже предварительно имеет несколько договоренностей о возможном сотрудничестве. Но он подчеркивает, что это еще не значит, что в итоге договоренности будут воплощены в жизнь.

Мятас, которому приходится разом сидеть на двух стульях (тренировать и выступать на соревнованиях), считает, что и ему бы помощь специалиста не помешала.

«По технике метания у меня нет вопросов, но мне нужна помощь в силовой подготовке, – признает он. – При этом я хочу ограничить свой поиск тренера Эстонией. Например, думал поговорить с Аларом Сеймом (тренер Марта Сейма – прим. ред.). У меня нет сомнений в том, что он знает, как помочь спортсмену с силовой подготовкой».

По словам Мятаса, у ведущих эстонских копьеметателей было достаточно времени в Рио, чтобы обсудить между собой имеющиеся проблемы и прийти к выводу, что разумнее было бы держаться вместе, а не тренироваться поодиночке: «Когда у ребят закончится сезон, то соберемся и еще раз все обсудим».

Сам Мятас сезон уже закончил: после Рио его результаты оставляли желать лучшего, и еще начались проблемы со здоровьем. А вот Лаанмяэ и Кирту предстоит выступить в Тырва и Валга.

«Это, скорее, спектакль для местных зрителей. Там уже не будет цели метнуть как можно дальше», – говорит Лаанмяэ, хотя, по его признанию, когда стресса нет, он делает удачные броски.

Зарубежный опыт

Чтобы выйти на новый уровень, спортсмены смотрят, как тренируются конкуренты. А еще Лаанмяэ выяснил, сколько приходилось платить чехам своему тренеру Яну Железны, одному из самых известных копьеметателей в мире.

«Оказалось, что сами спорт­смены не платили ему ничего – это делало государство. Один тренер, три спортсмена, которые метают за 86-метровую отметку. Думаю, это вполне разумная система», – считает Лаанмяэ.

Но то, что в одном государстве кажется разумным, не всегда легко претворить в жизнь в Эстонии. По словам Мятаса, он говорил про зарплату тренеру с представителями Легкоатлетического союза Эстонии, но у них не оказалось на это средств.

«Если в Латвии спортсмен выполняет олимпийскую норму, его тренер получает такое же пособие, как и он сам, – расказывает он. – У нас же нужно ходить по спонсорам и просить деньги на тренера».

Генеральный секретарь Легкоатлетического союза Эстонии Сирье Липпе говорит, что на всех копьеметателей предусмотрена только одна тренерская ставка, но это настолько маленькая сумма, что иностранца на эти деньги нанять невозможно. По ее словам, говорить о тренере не имеет особого смысла еще и потому, что финансовые проблемы есть и у самих спортсменов.

Мятас согласился с тем, что то, что он каждый день ходит на работу, позиционирует его, как спортсмена-любителя. Однако отказаться от работы он не может – тогда он останется без стабильного дохода. Когда на ЧЕ он завоевал 4-е мес­то, то надеялся, что на какое-то время у него будет так называемая спортивная зарплата, но Эстонский олимпийский комитет (ЭОК) изменил порядок финансирования спорта и 4-е место теперь достижением не считается.

«Так что я опять на нуле и вынужден искать, где взять деньги», – с сожалением отмечает Мятас.

Изменение порядка получения спортивных пособий коснулось и Лаанмяэ. Его победа на Универсиаде теперь тоже ничего не значит. Поскольку в Рио у всех троих ничего не получилось, то с точки зрения нашего ЭОК они спортивных пособий недостойны.

Вроде как из милости ЭОК сохранил за ними, как кандидатами на Олимпиаду в Токио, символическое пособие уровня С. «Это 500 евро в месяц, – поясняет Липпе. – Это не стипендия и не спортивная зарплата, а пособие для подготовки к соревнованиям».

Комментарии
Copy
Наверх