Марина Кальюранд, называющая себя кандидатом в президенты, стоящим над партиями, пользуется поддержкой старых друзей из Партии реформ и постепенно обретает сторонников и среди соцдемов.
Кто стоит за Мариной Кальюранд?
«Мы с Кейт (Пентус-Розиманнус – прим. ред.) тесно сотрудничаем». Примерно так заявила недавно в кулуарной беседе Марина Кальюранд, опережающая в рейтинге популярности всех остальных кандидатов в президенты. При этом она называет себя самым независимым и надпартийным кандидатом.
Однако подобное позиционирование, учитывая серьезную команду поддержки Кальюранд, порождает ряд вопросов. Ведь если прошлое сторонников других кандидатов в президенты в основном прозрачно, то среди сил, стоящих за Кальюранд, кое-кто стал известен общественности преимущественно благодаря скандалам.
Например, семейство Розиманнус. Или Ремо Холсмер, получивший широкую известность в связи со скандалом вокруг «четырех лимонов» и паромного бизнеса Вячеслава Леэдо. Одним из главных сторонников Кальюранд является перебежавший из Союза Отечества и Res Publica (IRL) в Партию реформ Ээрик-Нийлес Кросс, который был одним из авторов операции «Серебряная пуля», вынудившей Сийма Калласа в 2014 году отказаться от поста премьер-министра.
В тогдашнем долгосрочном плане Калласа семейству Розиманнус места не нашлось, и в результате в СМИ развернулась операция «Серебряная пуля». Теперь Кросс, однажды уже заставивший Калласа отступить, и Розиманнусы вернулись в исходную точку.
Неуловимые мстители
По этой причине в кулуарах сторонников Кальюранд называют командой, которая мстит Калласу. Тем, кто поддерживает кандидатуру Кальюранд, было очень важно, чтобы теперь уже бывший министр иностранных дел не сошла с дистанции на полпути, поскольку избрание Кальюранд президентом, например, могло бы помочь Розиманнусам еще больше дистанцироваться от скандала вокруг Autorollo.
Оценить влияние Розиманнусов на Кальюранд способны только они сами. Однако людей, причастных к внешней политике, удивило, например, принятое Кальюранд месяц назад решение о назначении новым послом в Армении, резидирующим в Тбилиси, руководителя кадриоргского отдела внешней политики Кай Каарельсон, которая известна как подруга Кейт Пентус-Розиманнус. При этом обычно назначения послом проходят гораздо дольше, чем это произошло в случае Каарельсон.
У многих сторонников Кальюранд есть личные интересы и амбиции поучаствовать в создании будущего президента. На прошлой неделе в Eesti Ekspress уже писали о том, что личность Кальюранд привела к расколу в Партии реформ, однако все это достаточно далеко от истины.
«Голоса в правлении разделились 12:2 в пользу Калласа. Это вам не 7:5 или даже 8:4, это явный отрыв», – сказал Postimees член правления партии. От группы сторонников Кальюранд сейчас уже откололся премьер-министр Таави Рыйвас, поскольку при самом плохом сценарии Кальюранд, совершившая свой политический взлет благодаря принятому в свое время решению премьера, может стать виновницей правительственного кризиса.
Решающей гирькой на весах при этом становятся социал-демократы, которые в настоящий момент не имеют своего собственного партийного кандидата. Именно их голоса решат, кто пройдет во второй тур голосования в Коллегии выборщиков. Если соцдемы откажутся от выдвижения Эйки Нестора, то они, вероятнее всего, поддержат Кальюранд.
Как дипломату Кальюранд свойственно умение со всеми ладить, но на посту президента это качество может оказаться бесполезным, поскольку бывают ситуации, когда приходится принимать решения быстро, с ходу и занимать свою четкую позицию, чего зачастую дипломаты не делают.
«Политический опыт Марины настолько незначителен, что он никак не поддерживает ее амбиций стать президентом», – считает опытный политический эксперт. При этом эксперт признается, что как человек Кальюранд лично ему очень симпатична. «Однако ее выход на орбиту, возможно, оказался слишком стремительным».
Как сказал один из источников: «Это еще очень большой вопрос, действительно ли Марина Кальюранд политик с серьезным потенциалом, как она себя позиционирует, или же она всего лишь посредственный дипломат».
Пока под вопросом
В этом и состоит ключевой вопрос: каковы реальные возможности Марины Кальюранд как политика? Да, мы знаем ее сильные стороны: она боец и обладает чувством эмпатии. Но всё остальное пока под вопросом. При этом особых оснований для оптимизма не дает и поступающая из правительства информация в отношении Кальюранд.
По различным оценкам, Кальюранд на заседаниях кабинета была одним из наименее заметных министров. Начиная с момента объявления о своем участии в президентской гонке, она крайне редко брала там слово. За все это время коллеги могут задним числом вспомнить лишь семь-восемь несущественных фраз.
За одним исключением: неожиданно многословной Кальюранд была на заседании, которое вел замещавший на тот момент премьер-министра Евгений Осиновский. К удивлению коллег, Марина принялась эмоционально обсуждать проблему, касающуюся будущего председательства Эстонии в Евросоюзе. По мнению Кальюранд, согласившись из-за брекзита председательствовать в ЕС раньше назначенного срока, Эстония допустила ошибку, ей следовало бы активнее заявлять о своем несогласии. При этом у замещавшего премьера Осиновского не было возможности поспорить с Кальюранд на данную тему. Кстати, всего за месяц до этого Кальюранд с улыбкой на устах выразила Таави Рыйвасу свое одобрение по поводу данного проекта.
«Если говорить по существу, то в Марине, фигурально выражаясь, нет стержня, который позволил бы ей твердо придерживаться одного курса», – так охарактеризовал ее один из коллег. «И иногда она норовит просто что-то сказать, а этого нельзя позволять себе в политике», – добавил он.
Возьмем хотя бы ее заявление, что она не намерена общаться с руководством EKRE. «Если Марина действительно хочет быть президентом всей Эстонии, то возможно, что именно с людьми из этой партии ей следовало бы общаться активнее всего и тем самым избегать противостояния», – сказал один из побеседовавших с Postimees людей.