Тема аллергии, похоже, плотно обосновалась на страницах нашей газеты. Жительница Таллинна купила сыну футболку молодежного бренда New Yorker, и вскоре после того, как подросток ее надел, у него началась сильная аллергия.
Футболка моментального воздействия
Ничто не предвещало беды, когда Людмила со своим 16-летним сыном Романом (имена изменены, настоящие редакции известны) отправились за покупками в торговый центр Rocca al Mare. В отделе New Yorker парню приглянулась одна из футболок – черная, из стопроцентного хлопка. Стоила она копейки, и Людмила, не раздумывая, ее купила.
Обновка с подвохом
«Когда сын примерил футболку в магазине, никакого дискомфорта он не ощутил. Но примерка заняла минуты три. А вечером, после того, как он в этой футболке на радостях немного походил, реакция была такой, что мало не показалось никому», – вспоминает Людмила.
Как рассказал «ДД» Роман, он надевал футболку всего минут на десять: «Я уже собрался ложиться, как вдруг почувствовал невыносимый зуд». Старший брат велел Роману быстрее бежать в душ, однако лучше не стало, и ребята, перепугавшись не на шутку, разбудили мать.
«Увиденная картина привела меня в ужас. Рома весь покрылся волдырями, стал красным, как рак, кожа горячая. Было по-настоящему страшно, и мы вызвали скорую», – с содроганием вспоминает Людмила. И есть от чего содрогаться: подростка еле откачали. Врачи поставили капельницы, чтобы вымыть из крови аллерген, и сделали уколы, после чего к нему мало-помалу стал возвращаться прежний вид.
Что же стало причиной столь сильной реакции? Медики однозначно ответить на этот вопрос не смогли, поскольку у бригады скорой помощи нет возможности сделать тесты на выявление аллергена.
«Я задала врачам множество вопросов – как, от чего такое? Естественно, сами мы стали сразу же подозревать новую футболку. Врачи ответили, что, может, и от футболки, случается такое, а, может, и от какой-то еды, которую он ел четыре-пять часов назад. Но я на 99 процентов уверена, что виновата майка, поскольку ребенок все время находился на моих глазах, и я знаю, что он ел», – говорит Людмила.
Маринованная – надежней
По ее словам, сын к аллергии не склонен, исключение – проявлявшаяся в детстве аллергия на морепродукты, которые исключены из его рациона и по сей день: «Ничего нового мы в тот вечере не ели: на ужин был обычный овощной суп, на который ни у кого в семье аллергии нет». Однако доказать, что приступ спровоцировала именно футболка, сейчас вряд ли возможно: нет заключения аллерголога о том, что реакцию вызвало содержащееся в ней вещество. Вернее, содержавшееся – объяснить действия Людмилы мы можем только тем, что человек, находящийся в шоке, порой совершает странные поступки: после приступа у сына она тут же бросилась футболку стирать, кипятить и даже… вымачивать в уксусе.
В магазине New Yorker об инциденте узнали только после запроса «ДД», поскольку сама Людмила к ним не обращалась. «Очень сожалеем о случившемся и надеемся, что теперь клиент чувствует себя лучше. Мы никогда не получали никаких жалоб на этот товар. Материал, из которого изготовлена футболка, – стопроцентный хлопок», – сообщила пресс-секретарь компании Сюзанна Шрайнер.
В New Yorker нас заверили, что ни в одном из их изделий не содержится запрещенных или вредных веществ, а до поступления в магазины все товары проходят проверку в соответствии с требованиями закона.
Внимание: этикетка!
Для Людмилы сейчас главное, что ребенок здоров. Она говорит, что после случившегося совершенно иначе стала обращаться с только что купленными вещами. Роман, как это водится у детей, с новой футболки этикетку срезал и тут же выбросил, не прочитав, что на ней написано. А вот мы отправились в New Yorker, нашли точно такую же футболку, и этикетку на ней прочитали. И не зря, поскольку надпись гласила, что вещь, перед тем как ее надеть, необходимо постирать. То есть не после непредвиденной реакции, а во избежание таковой. Людмила этого не сделала, и в этом заключалась ее ошибка.
«У врача скорой округлились глаза, когда она услышала, что сын надел не выстиранную новую вещь, – говорит Людмила, – и я поначалу не поняла, что здесь такого». И действительно, казалось бы: многие из нас надевают нестиранную одежду, а уж в примерочной – дело святое. Когда же Людмила поделилась этими соображениями с врачом, та удивилась еще больше и посоветовала примерять одежду не на голое тело, а хотя бы на майку, причем взять это правило на вооружение не только клиентам бюджетного «Нью-Йоркера», но и поклонникам более солидных брендов.
Все дело в том, что при соприкосновении ткани с кожей организм может среагировать на любой раздражитель, а их в новой одежде немало. И пусть надпись «хлопок 100%» не вводит вас в состояние опасного благодушия: хлопок ли это, шерсть или шелк – на одежде может оказаться достаточно много компонентов, способных вызвать аллергию или раздражение, начиная от пыли и заканчивая красителями и всякой прочей химией.
Формальдегид и прочие радости
Как рассказала «ДД» руководитель центра кожных и венерологических заболеваний Северо-Эстонской региональной больницы дерматовенеролог Майги Эйсен, аллергия на одежду – достаточно редкое явление, потому что перед запуском текстильных волокон в массовое производство их свойства основательно изучаются с целью предотвращения возможных вредных влияний на организм.
Однако несмотря на это при взаимодействии тела с некоторыми видами тканей может возникнуть контактный дерматит. Наиболее высока его вероятность в местах наибольшего прилегания ткани к телу. Раздражение может быть чисто механическим – например, при соприкосновении человеческой кожи и материалов из шерсти, мохера, искусственного акрила и некоторых других. Также провоцировать раздражения могут этикетки, молнии, различные нашивки. Но гораздо опаснее, если в одежде остаются вредные для организма химикаты.
Что же это за вещества? Подробнее на этот вопрос «ДД» ответила пресс-секретарь Департамента здравоохранения Ийрис Салури: «Аллергическую реакцию и раздражение кожи могут спровоцировать химические вещества, попадающие в изделия при производстве одежды, например, при ее покраске или аппретировании — пропитке различными веществами в процессе пошива одежды, ее упаковки или хранения».
По ее словам, так или иначе обработана вся без исключения новая одежда массового производства: например, в ходе отделки ткань могут покрывать микропленкой из полимера. Обработка необходима в первую очередь для сохранности изделий. В частности, аппретирование применяют, чтобы придать материалу требуемые свойства. Аппретированная ткань дольше остается чистой, меньше мнется и надолго сохраняет яркость красок. Именно потому новые вещи так долго не пачкаются до первой стирки.
Но смесь для аппретирования, в состав которой могут входить оптические отбеливатели, латекс, синтетические смолы, крахмал, мыло, жиры, эфиры, ароматические и некоторые другие вещества, иногда остается в волокнах одежды даже после нескольких стирок. Для обработки тканей могут использоваться и смолы на основе формальдегида, которые помогают изделию сохранить свою форму и цвет. Если формальдегид попадет на кожу, то последствия могут быть крайне неприятными: сильное раздражение, зуд, покраснение кожи и глаз, насморк и проблемы с дыханием.
Сейчас используются обрабатывающие составы с минимальным содержанием формальдегида, иногда обходятся и без него. Однако если изделие им, пусть и минимально, но обработано, то частички формальдегида все равно могут оставаться в одежде. Для его удаления как раз и рекомендуется стирать новую одежду.
Хром висит – винила нету?
Для защиты от плесени и вредных микроорганизмов, которые могут повредить мебель, обувь или одежду во время складирования или транспортировки во влажном климате, производители используют диметилфумарат. Его упаковывают в маленькие мешочки, которые прикрепляют к мебели или кладут в коробки для обуви. Вещество выделяет пары, они впитываются в кожаные изделия, защищая их от плесневых грибов.
Однако диметилфумарат может вредно влиять и на людей, соприкасающихся с обработанной им продукцией. Он проникает в кожу и может спровоцировать болезненный контактный дерматит. С 16.09.2010 года запрещено ввозить изделия или их части, если содержание биоцида диметилфумарата превышает в них 0,1 мг/кг.
Опасность для здоровья может представлять хром, содержащийся в кожаных изделиях или фрагментах одежды. Особенно опасны соединения этого вещества, которые образуются при окислении хрома, происходящего в процессе обработки изделий из кожи для придания им формы и устойчивости к износу. С 01.05.2015 года ввоз на рынок кожаных изделий и фрагментов запрещен, если они содержат хром в концентрации равной или превышающей 3 мг/кг. У людей с повышенной чувствительностью на это вещество аллергическая реакция может возникнуть, даже если концентрация хрома меньше предельного значения.
Салури напоминает, что аллергия – это индивидуальная сверхчувствительность на какой-либо раздражитель, и реакция может проявиться на самые разные вещества. Поэтому каждому необходимо знать, какие вещества являются для него аллергенами и избегать с ними контакта, а в случае приступа обращаться к врачу, который сможет установить аллерген. При возникновении аллергии на одежду следует обратиться в Департамент здравоохранения, чтобы там смогли проверить товар на соответствие требованиям качества.
Справка «ДД»:
Чтобы аллергия на одежду обошла вас стороной:
– При покупке новых вещей внимательно ознакомьтесь с инструкцией и действуйте в соответствии с ней.
– Стирайте одежду перед первой ноской, если инструкция этого не запрещает. Как следует прополоскайте белье. При машинной стирке настоятельно рекомендуется использовать дополнительный полоскательный цикл. Помните, что раздражение может вызвать любая одежда, если она подверглась агрессивной химической обработке. Ваша задача – вымыть из нее потенциальные аллергены.
– Глажка позволит сделать поверхность ткани более гладкой и уменьшит ее запыленность, что в некоторых случаях также поможет избежать аллергии.