Конец шведской эпохи

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Игорь Савельев
Copy
Весна 2005 года. Отборочный матч Эстония – Россия. Мартин Рейм останавливает проход Андрея Аршавина.
Весна 2005 года. Отборочный матч Эстония – Россия. Мартин Рейм останавливает проход Андрея Аршавина. Фото: Личный архив автора

Смена главного тренера футбольной сборной Эстонии обещает начало новой эпохи. Выводить главную команду страны из кризиса будут в недавнем прошлом лучшие футболисты страны – Мартин Рейм, Андрес Опер и Март Поом. Вернуть бойцовский дух команде и утраченное доверие болельщиков – вот главная задача нового штаба.

Скоропостижное, но совершенно предсказуемое увольнение главного тренера сборной Эстонии по футболу Магнуса Перссона в какой-то степени стало сюрпризом. Ставленник и протеже президента ЭФС Айвара Похлака грамотно выполнял установку руководства по омоложению состава, и, казалось, ему дадут время завершить начатую перестройку.

Роботы Перссона

Но футбол непредсказуем не только на поле, но порой и во властных кабинетах. Вертикаль, выстроенная сверху вниз, оказалась неработающей моделью. Там, внизу, игроки хоть и старались выполнять тренерские установки на игру, но делали это явно без энтузиазма и большого желания. И это было отчетливо видно по их действиям на поле, особенно когда в ворота сборной Эстонии залетали мячи. Наступал сбой программы, и футбольный механизм переставал выполнять заложенные в него шведом основные задачи. Команде явно не хватало куража и настроя, которые в прежние годы – при Тармо Рюйтли – позволяли показывать яркую игру, обыгрывать на зубах «футбольных карликов» и порой цеплять очки у явных фаворитов.

«Футболисты выходят на поле закрепощенными и выполняют свою работу, как роботы, без вдохновения», – отмечал осенью прошлого года вратарь Сергей Парейко. Тогда уже стало ясно, что швед Перссон в эстонской команде – это инородное тело и не имеет необходимого контакта с игроками: молодежь его не всегда понимает, а ветераны просто не принимают. А возникновение конфликта между тренером и опытным вратарем стало первым тревожным звоночком, так как прежде эстонская футбольная сборная считалась образцом дружного и единого коллектива, где все стоят друг за друга независимо от национальности, возраста и клубной принадлежности. При Перссоне эта дружба дала трещину, и Парейко вынужден был закончить карьеру, хотя мог бы еще поиграть и принести эстонскому футболу пользу.

Второй момент, который не остался незамеченным, – это ставка Перссона на игроков таллиннской «Флоры», что, конечно, радовало президента союза и клуба Айвара Похлака, но не всегда соответствовало требованиям реальности. На сборы вызывалось по девять-десять игроков из чемпионского состава «Флоры», вне зависимости от их спортивной формы и состояния. Как известно, футбольный коллектив – это довольно тонкая материя, и  искусственные, пусть даже минимальные, изменения в составе, могут негативно отразиться на игре всей команды. Появление в составе игрока, который не соответствовал уровню команды, заставляло остальных работать «за того парня», и это портило не только игру, но и командный дух. К своему несчастью, Перссон этого не понял, полагаясь на профессионализм эстонских игроков.

«Мы очень много работали над тактикой, просматривали и анализировали видео будущих  соперников и своих игр. Магнус показал нам, что такое профессионализм. Его основательность заслуживает признания», – отметил капитан команды Рагнар Клаван. Но, получив в наследство от Рюйтли футболистов с горящими глазами, Перссон оставляет в наследство преемнику сереньких и бесхарактерных андроидов. 

За какими рекордами пойдет сборная Эстонии

Поражение от Боснии и Герцеговины на старте отборочного цикла чемпионата мира со счетом 0:5 едва не стало рекордом для эстонского футбола. Хуже стартовали только в самом первом цикле, осенью 1992 года, когда проиграли Швейцарии – 0:6. В том же цикле умудрились проиграть дома Мальте, а в гостях с ней сыграть вничью.

В тех матчах на поле выходил Мартин Рейм, на этой неделе принявший нелегкое наследство от Перссона, и первой проверкой для него станет матч со сборной Гибралтара. Именно в матчах с этим соперником свою тренерскую карьеру в сборной начал Магнус Перссон, при этом одну товарищескую встречу выиграл (2:0), а дома сыграл вничью (1:1). Для Рейма испытание окажется посложнее: домашний матч будет отборочным.

Помогать ему будут еще два рекордсмена эстонского футбола – лучший бомбардир в истории Андрес Опер (38 голов) и лучший эстонский вратарь всех времен Март Поом. Еще одним помощником будет Янно Кивисильд, работавший в сборной и при Тармо Рюйтли, и при Магнусе Перссоне. Именно он лучше всех знает, что происходит в команде и что нужно изменить.

Кандидатура Мартина Рейма на пост главного тренера сборной рассматривалась и три года назад, когда стало ясно, что с Тармо Рюйтли не будут продлевать контракт. Тогда Рейм считался молодым специалистом, но при этом выигравшим два чемпионских титула с таллиннской «Флорой». И ему доверили молодежную сборную, которая, к слову, больших успехов не добилась.

На сегодня Рейм – рекордсмен сборной Эстонии (157 матчей) и еще недавно был рекордсменом Европы по количеству сыгранных за сборную матчей. В свою бытность игроком Рейм долгое время являлся капитаном команды как в клубе, так и в сборной Эстонии. На поле выделялся великолепной техникой, креативным мышлением, мастерством исполнения штрафных ударов. Несмотря на свой маленький для футболиста рост (168 см), всегда успевал в борьбе и ни в чем не уступал сопернику. Такая характеристика позволяет надеяться, что он найдет подход к своим новым подопечным, тем более, что с некоторыми из них успел еще даже поиграть за сборную Эстонии.

Наверх