Вирт – если кто не в курсе, это сокращенное название секса по Интернету, занятия вроде бы безобидного. Но в последнее время в полицию начали обращаться мужчины, от этого дела пострадавшие.
Флирт, вирт – и ты попал
Интернет уже настолько вписался в нашу жизнь, что порой бывает сложно отличить виртуальное пространство от реального. И хотя во многом именно благодаря Всемирной паутине жить стало лучше и веселее, тут же проявились скрытые и порой весьма опасные стороны пространства, открытого для всех.
Для кого любовь забава
«С прошлого года к нам стали поступать жалобы от мужчин, ставших жертвами вымогательства денег со стороны случайных виртуальных знакомых. В 2015 году мы получили семь заявлений и в этом году – уже три или четыре, – рассказывает руководитель службы по борьбе с тяжкими преступлениями Пыхьяской префектуры Рогер Кумм. – По всем эпизодам нам пришлось писать отказы в возбуждении производства, поскольку случившееся, конечно, неприятно, но под определенные законом критерии вымогательства не подходит. Однако поскольку речь идет о распространенном в Интернете явлении – виртуальном сексе – хотелось бы предупредить пользователей о том, к каким последствиям может привести бездумное и легкомысленное поведение».
Кумм уверен, что жертв подобных мошенниц может быть намного больше, просто не каждый мужчина решится при таких обстоятельствах прийти в полицию: «Как вы понимаете, тема весьма деликатная. Однако и те, кто все же нашел в себе силы обратиться к нам, были вынуждены уйти ни с чем. В данном случае мы бессильны».
Ситуации у всех обратившихся примерно одинаковые. Мужчины находили себе подружек по переписке на каком-то иностранном сайте знакомств, после чего общение перетекало в социальную сеть – например, в Фейсбук. Несколько дней переписки с фотографиями и притирки – и вот, пара уже назначает виртуальную встречу в Скайпе, где можно поговорить «вживую» перед камерами, а если получится, то и заняться взаимным самоудовлетворением – тем самым виртуальным сексом.
Не будем вдаваться в морализаторство, личная жизнь каждого – это его личная жизнь. Для кого-то секс по Интернету – лишь увлекательное приключение, которое – чем черт не шутит – может вылиться и в реальный роман, а кто-то, как те одиннадцать обратившихся в полицию, вляпываются в пренеприятнейшую историю.
Замрите, вас снимают
Суть ее такова: после волнующего сеанса с известным финалом дамы заявляли кавалерам, что все их манипуляции перед камерой были записаны. Запись сохранена и, если мужчина не заплатит определенную сумму, его художества увидят все его друзья по переписке в социальных сетях.
«Понятно, никто не хочет, чтобы подобное увидела его семья или подруга, да и остальные знакомые, поэтому жертвы начинают искать способ оградить себя от возможных последствий. И тут возникают трудности», – объясняет Кумм.
Во всех эпизодах, ставших известными нашей полиции, женщины-вымогательницы находились за рубежом. (Общение происходило на английском языке.) Проверить их аккаунты можно, но если обнаружится, что страной проживания в них указано какое-нибудь Марокко, то что делать с полученной информацией?
«Если говорить о ситуациях, которые можно квалифицировать как преступление, совершенное посредством Интернета, то расследование осложняется и тем, что преступник, как правило, находится в другой стране и деньги вымогатель получает тоже в другой стране, – объясняет полицейский. – В таких случаях, как правило, начать уголовное производство должны правоохранительные органы либо того государства, в котором он живет, либо того, где сняты переведенные деньги. И зачастую мы имеем дело со странами, у которых нет дипломатических отношений с Эстонией».
При этом немаловажен и тот печальный факт, что пострадавших нельзя назвать совсем уж без вины виноватыми. «В данных случаях причиной возникновения ситуации, при которой, как считает человек, его репутации был нанесен ущерб, является он сам, оголяясь в интернет-среде, которую можно считать публичным пространством, – говорит Куум. – Каждый должен отдавать себе отчет в своих действиях и понимать, какими могут быть последствия».
А последствия могут быть и весьма долгоиграющими: даже в случае, если человек заплатит за то, чтобы его интимные забавы не стали общественным достоянием, гарантии, что шантаж не прекратится или что этот материал не попадет еще в чьи-то руки, нет.
Тут остается только добавить, что, чем закончились эти истории, полиция не знает. Известно, что несколько человек заплатили деньги – а речь идет о суммах от тысячи до нескольких тысяч евро. Насладился ли кто-то из друзей и знакомых пострадавших видеозаписями их интимных игрищ, неизвестно. Ясно только, что тема эта актуальна и не так проста, как может показаться на первый взгляд.
«Все обратившиеся в полицию мужчины были, к счастью, совершеннолетними. К определенной возрастной группе их отнести нельзя, поскольку среди них были и совсем молодые парни, только что отметившие 18-летие, и мужчины среднего возраста, – говорит Кумм. – Понятно, что их специально выбирали в жертвы, поскольку во всех случаях речь идет о людях, имеющих доход и в той или иной степени состоятельных. Но мы не исключаем, что в подобной ситуации могут оказаться и подростки, попавшие в капкан виртуального секса. Дети намного острее переживают шантаж, когда им угрожают рассказать о случившемся всему миру. И последствия могут быть непредсказуемыми».
Это действительно так. Подобное происходило в разных странах мира, не обошло это стороной и Эстонию. Подростков уговаривали раздеться перед камерой, показать свои интимные места, заняться чем-то сугубо личным, а потом начинали терроризировать. Итог – самоубийство ребенка, не выдержавшего прессинга и испугавшегося, что о случившемся узнают родители, одноклассники, учителя.
Ты не один, друг!
Именно поэтому родители должны тщательнее контролировать, что делает ребенок в Интернете, обращать внимание, если он сделался угрюмым и подавленным. Но и сами взрослые должны понять, что за свое поведение в какой-то момент придется отвечать.
«Нужно понимать, что Интернет – это открытая площадка. Никто не застрахован от того, что попавшая в него информация, снимки или видео, не станут достоянием общественности, – говорит полицейский. – По большому счету действия в Сети можно сравнить с действиями на центральной улице города. Если вы ночью займетесь сексом на Ратушной площади, этому обязательно найдутся свидетели, даже если вам кажется, что рядом никого нет. Есть: случайный прохожий, дворник, камеры наблюдения на столбах. То же самое происходит и в Интернете».
Сидящему у компьютера человеку кажется, что он один, а его действия вполне может записывать партнер по вирту. Да что там, свидетелями происходящего могут оказаться и другие пользователи. Записи, сделанные «для себя» и хранящиеся в компьютере, запросто крадут хакеры.
«Наши телефоны тоже стали компьютерами, и находящаяся в них информация может быть украдена злоумышленниками. Довольно распространена кража данных из компьютеров и телефонов в так называемых зонах свободного Интернета – Wi-Fi. Там гаджеты совсем не защищены, и то, что вы так тщательно скрываете, могут узнать преступники. Особенно, если вы даете повод, занимаясь виртуальным сексом. Были случаи, когда записывали и игры любителей секса по телефону».
Так что за каждой «публичной» игрой может скрываться попытка развести вас на деньги. Случайные знакомые не обязательно должны быть честными: они просто включат кнопку записи, а потом будут шантажировать вас. Можно, конечно, и заплатить, но, как правило, заплативший однажды будет платить и впредь. И где гарантия, что, получив деньги, шантажист действительно уничтожит запись? Так стоят ли полчаса утех всех неприятностей, которые могут обрушиться на вас впоследствии?
К слову: полиция не имеет права удалять фотографии или ролики из Интернета. Это гражданские отношения, которые решаются в суде. Суд можно и выиграть, но репутацию это не спасет. Поэтому думайте, прежде чем что-то делать.