Cообщи

Политолог Кармо Тюйр: почему Запад и Россия не понимают друг друга? (9)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Николай Караев
Copy
Кармо Тюйр.
Кармо Тюйр. Фото: Margus Ansu / Postimees

Политолог Кармо Тюйр в своем блоге пишет о том, что на Западе и в России разнится миропонимание: для российского неоимперского мыслителя решение Эстонии отделиться от империи попросту непонятно.

Очень широко обобщая – у Запада и у России есть свое понимание, так сказать, справедливого мироустройства, и это понимание сильно разнится. В этом понимании есть известная театральность, если хотите, поза, но об этом – чуть позже.

Россия решила показать, что с ней обращались несправедливо. Москву лишили ее законного места в процессе принятия решений, места, которое должно бы принадлежать ей как наследнице Советского Союза и вообще сверхдержаве. Ее незаслуженно объявили проигравшей в холодной войне... Кто дал Западу такое право?

Что до Запада, он полагает, что по окончании холодной войны противная сторона, по сути, перестала существовать, а Россия – это лишь одна из частей бывшего восточного блока. Да, большая и обладающая большими ресурсами – но всего лишь часть рухнувшего колосса. На попытки Москвы вновь объявить себя великой Запад смотрит с легким смущением и замешательством. Болевые приемы, которыми Россия пытается восстановить былое величие, воспринимаются с понятным раздражением: ну не должна Россия так себя вести в западоцентричной парадигме.

Большая доза театральности

Почему Россия решила действовать таким образом? Начну со следующего утверждения: во всем противостоянии Западу так называемого социалистического лагеря была большая доза театральности. Тех, кто искренне верил в реализацию коммунистической идеи, всегда было немного – и со временем становилось все меньше.

Камуфлирование сверхдержавного соперничества идеологической болтовней позволяло с вроде бы чистой совестью заниматься переделом мира, как тогда говорили – строительством социалистического лагеря. «Товарищи» внутри системы, в самом сердце СССР, создавали пищевые цепочки, которые базировались якобы на идеологии, а по сути – на лояльности. Те, кто был вне системы – формально всевозможные левые движения, на деле тогдашние антиглобалисты – потребляли предлагавшиеся им блага.

Лидеры нынешней России выросли в эпоху игры, базировавшейся на тогдашней фальшивой заидеологизированности, и им кажется, что их лишили слишком многого. Ощущая скудость своей питательной почвы и видя собственную неспособность что-то сделать с нагромождением внутригосударственных проблем, они приняли на вооружение известную театральную позу: выступим все вместе против врага!

И вместе им не сойтись

Чтобы привести пример несовместимости двух мировоззрений, рассмотрим самый понятный нам случай – собственно Эстонию.

Эстония решила считать себя частью свободного мира. Если отвлечься от философско-историософского фона, мы решили выйти из состава Российской империи. То, что такая возможность была подарена нам стечением обстоятельств, не так уж важно. Важно то, что, согласно нашему мировоззрению, «не быть частью империи» – хорошо.

Для российского мыслителя, выросшего на традиции империи/сверхдержавы, подобный «развод» сам по себе плох. По всей вероятности, апологет сверхдержавности (а в России они сегодня опять у власти) не удосуживается даже осмыслить, что же такое эта Эстония. С его колокольни распад большой страны плох – и всё тут.

Несовместимые правила игры

Запад состоит из множества исторических решений а-ля Эстония. В российском постимперском или же неоимперском образе мышления таких свободных решений попросту не может быть. Если от России отходит ее часть, это не может быть результатом свободного решения данной части; напротив, это подлый ход противника, то есть Запада, направленный на ослабление российских позиций в мире.

В интересах научной честности и аналитической точности должен признать, что и в поведении так называемого коллективного Запада (что бы под ним в данном случае не подразумевалось) точно так же немало театральности и игры. Но с одним гигантским и важным отличием. В этой игре есть четкие и по большей части прозрачные правила.

Приведу лишь один пример. Мой знакомый, один из руководителей наблюдающей за выборами конторы СНГ, в частной беседе как-то признался, что если он не напишет протокол наблюдений за выборами по крайней мере за две недели до самих выборов, его «просто не поймут». Вспомним теперь любые выборы за пределами России, какие только придут на ум... Чувствуете разницу?

Этот текст написан при подготовке выступления в рамках Высших курсов государственной обороны. Организатор задал тему: «Почему Запад не понимает Россию, а Россия не понимает Запад?» Речь идет о русскоязычной лекции, целевая группа – (условно обобщая) русскоязычная техническая интеллигенция из Ида-Вирумаа.

Перевод с эстонского.

Ключевые слова

Наверх