Cообщи

Павел Иванов: язык до Сааремаа доведет? (5)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Павел Иванов.
Павел Иванов. Фото: личный архив

Обозреватель Павел Иванов – о событиях бурной недели.

Бурная на события и обсуждения оказалась эта неделя. Настолько бурная, что даже тема бюджета на следующий год осталась в тени. Может это и хорошо, подумали в Доме Стенбока. Ну а мы – про язык.

Остров невезения в океане есть

Клиенты магазина Maxima в Курессааре столкнулись с ситуацией, которую в столице никто и не заметил бы. Однако на острове кассир без знания государственного языка – уникум еще тот. Как сообщила порталу Meie Maa островитянка Мария Кальюсте, кассир не говорил ни слова по-эстонски. Разве что «тере».

В этой истории – сразу несколько маленьких историй.

Во-первых, мы узнали, что даже на самостийном острове Сааремаа, куда попасть из-за непонятной деятельности организаторов паромной переправы не просто, существует нехватка кадров в сфере обслуживания.

Во-вторых, мы узнали, что на Сааремаа вербуются русскоязычные жители материковой части нашей страны.

В-третьих, мы узнали, что эти новые островитяне следят за предложениями о работе в любой точке галактики.

В-четвертых, мы узнали, что закрытый в свое время остров по-прежнему внутренне закрыт– хотя русскоговорящих туристов на Сааремаа и предостаточно. Но одно дело – самим обслуживать русских туристов в спа, и совсем другое – когда тебя обслуживают в Maxima.

Ну и напоследок мы узнали, что всю эту историю журналистам рассказала женщина с фамимией, которая начинается на «Калью».

На языке оккупационной власти

Еще о языке. Одним из первых вопросов, которые журналисты задали свежеиспеченному президенту Керсти Кальюлайд, был таким: «Будете ли вы общаться с русскоязычными жителями на русском языке?».

Оставим пока в стороне ответ и задумаемся, почему вопрос об умении говорить по-русски так важен?

Можно заметить, что чисто хронологически данный вопрос задали сразу после того, как Кальюлайд ответила финской журналистке на хорошем финском. То есть – это была небольшая провокация. Или проявление братства с соседними государствами? Но тогда можно было бы ответить и на латышском, и русском.

Это, впрочем, из области теории заговора. На деле нужно понять, почему вопрос о владении русским языком президентом Эстонии столь существенен. Нет, не потому, что треть населения у нас – русскоязычные. И не потому, чтобы президент мог наравне общаться с кем-то в Москве.

Просто еще свежи в памяти слова президента Ильвеса о том, что русский – это язык окуппационной власти. Так он в 2011 году сказал швейцарской газете.

Как говорится, мы не злопамятные, просто память у нас хорошая. Может поэтому и ставим вопрос о языке одним из первых, казалось бы, там, где не надо.

Как делаются президенты?

Напоследок – чисто медийное наблюдение. Полторы недели назад никто из русскоязычных жителей, за исключением пары журналистов, знать не знал про Керсти Кальюлайд. 3 октября она становится президентом. 4 октября русский портал Delfi выкладывает в сеть опрос русскоязычных жителей – показывают портрет женщины и спрашивают: «Кто на снимке?»

Повторю: с момента выставления Кальюлайд в качестве кандидата в президенты прошла неделя. Результаты опроса поразительны: 99 процентов опрошенных без колебаний ответили что это Керсти Кальюлайд! Причем в основном это были люди в возрасте, неверно ответила лишь одна молодая девушка.

Конечно, можно предположить, что сейчас кому ни дай портрет любой женщины, все скажут, что это Кальюлайд – иной женщины номер один у нас на этой неделе не было. Ну да, дрались вербально тут две женщины из Центристской партии, но это мало кого интересует. Оказалось, что «нового Бородича» можно сделать гораздо быстрее, чем за полгода, как это делал Сависаар. За неделю народ зафиксировал имя, сопоставил его с лицом, СМИ накопали так много всего, что аж сами испугались, парламент пришел к консенсусу. В итоге получился президент. Если не мать народа, то старшая сестра уж точно.

Наверх