Выбирая продукты, будьте предельно внимательны: теперь нас подстерегает абсолютно новая опасность, пишет колумнист Марианна Тарасенко.
Марианна Тарасенко: почему русские красят самолеты кока-колой, а эстонцы – нет (2)
История из частной жизни. На прошлой неделе один из моих домочадцев купил полуфабрикат. Правда, различные институции, призывающие нас к здоровому образу жизни, не рекомендуют питаться полуфабрикатами, но у них своя работа, а у людей – своя, и не у каждого есть кухарка, ежевечерне встречающая вернувшихся домой трудоголиков только что нафаршированными рябчиками и свежайшей – не побоюсь этого слова – фуа-гра.
Когда ужин не клеится
Окаянный полуфабрикат представлял собой сырые шницели в панировке, и смотрелись они – через прозрачную упаковку – довольно прилично, поэтому выбор домочадца был единодушно одобрен, а сам он – прикомандирован к плите: у нас даже кот знает, что меня панировка не любит и при жарке так и норовит отвалиться. А домочадец – ничего, он умеет.
Итак, вытяжка зашумела, сковородка заскворчала, и вся семья уже настроилась на лирическо-гастрономический лад, когда с кухни вдруг донеслись звуки иного характера: «Черт! Вот черт!» Потом что-то заскребло, зашипело, зазвенело, покатилось, снова зачертыхалось...
Сбежавшаяся на шум семья увидела душераздирающую картину: посреди общего погрома и заплеванных плиты и разделочного стола на тарелке лежали три готовых, но абсолютно голых куска мяса, на них красивенько, как в ресторане-гурмэ, возвышалась кучка чего-то невнятного (ну точно, как в ресторане-гурмэ), а жарящий домочадец, продолжая отчаянно чертыхаться, пытался одновременно перевернуть еще не готовые шницели и отскрести со сковороды черные пригоревшие комья того, что недавно было панировкой.
«Как это понимать? – кротко поинтересовалась я. – Что за плагиат? Это же мой стиль!» В ответ домочадец в сердцах швырнул лопаточку, которой орудовал, и потряс уже пустой упаковкой от полуфабриката: «Вот! Достали! Совсем уже рехнулись! Читай!» Я посмотрела и увидела, правда, не сразу: на упаковке (стоит отметить, не на самом видном месте) красовались слова «без глютена». И все стало ясно: глютен, как известно, это клейковина, а сухарь без клейковины по определению приклеивается к мясу плохо.
Я уже открыла рот, чтобы сказать, что читать упаковку надо в магазине, но вовремя его закрыла. Потому что вспомнила, как летом лично купила мороженое по бешеной цене: решила, что раз так дорого, то, значит, очень вкусно. А когда дома мы это мороженое стали есть, оно нам, мягко говоря, не понравилось. И именно на упаковке мы тогда стали искать ответ на вопрос «из какой дряни его сделали», но никакой особенной дряни в составе не нашли, зато обнаружили чего туда не доложили – лактозы.
И вот теперь мне очень хочется спросить: а нельзя все это добро «без чего-то» в магазинах располагать как-то отдельно?
Здоровье – психическое или физическое?
Честное слово, я очень сочувствую тем, кто не переносит лактозу или глютен. Я и сама не то чтобы пышу здоровьем, поэтому все понимаю. Но не бывает молока без лактозы и хлеба (в нашем понимании) без глютена, как не бывает «растительных сливок» и колбасы или творога из сои.
Еще пример из жизни. Выскочила я с работы купить кефира. Самого простого, обычного, посконного кефира. И что бы вы думали? С трудом раскопала один-единственный пакет среди безлактозных, соевых и черт-те каких еще кефиров и йогуртов – со всевозможными добавками, эмульгаторами, стабилизаторами, сахарозаменителями, при этом большей частью еще и обезжиренными. Здоровая пища, однако! Спросите врачей, насколько полезны, например, заменители сахара людям, не страдающим сахарным диабетом.
О каком здоровом питании мы вообще можем говорить, если в большую часть современных продуктов понапихано такое, что приходится выбирать, какое здоровье ты хочешь сохранить – физическое (внимательно читая этикетки) или душевное (не читая их). Консерванты, стабизизаторы, эмульгаторы, усилители, подсластители, добавки, жиры непонятного происхождения... Почему молоко теперь неделю не киснет, а потом становится горьбким? А хлеб, наоборот, скисает, но не черствеет?
К слову о диабетиках, которых среди нас очень много (явно больше, чем не переносящих глютен), и число их неуклонно растет. Почему продукты для них лежат в магазинах отдельно, а безглютеновые и безлактозные продукты – вперемешку с другими? Какой конкретно категории наших нездоровых соотечественников это удобно? Почему практически вечные, месяцами не портящиеся торты и рулеты с «растительными сливками» и уситителями вкуса лежат среди нормальных, которые все труднее отыскать? Почему покупатели – а зрение многих из них оставляет желать лучшего – постоянно вынуждены разбирать мелкие буковки на упаковке?
В магазине теперь быстро не отоваришься: каждую дурацкую простоквашу приходится внимательно читать, а потом старательно анализировать полученную информацию, периодически обращаясь к помощи смартфона.
Севрюга, пошла вон!
А вот, например, такое нередкое заболевание, как гастрит, который обычно выдается вместе с дипломом каждому второму выпускнику вуза, учившемуся за пределами родного города. Насколько страдающим гастритом полезны яблоки? А черный хлеб, который так усиленно рекламируется в качестве залога всеобщего здоровья?
Да не будет человек с хорошим гастритом есть ни того, ни другого, ни многого третьего, четвертого и пятого. Так почему «безглютеновая панировка» на воспетых выше шницелях оказалась еще и ржаной? И если у человека, страдающего целиакией (непереносимостью глютена), в наборе еще и гастрит, хорошо ли ему будет? А не пошли бы вы куда подальше со своей телерекламой, в которой ржаные колосья выгоняют из бани пшеничного собрата?
Дарю идею производителям рыбных консервов в томате: снетки изгоняют из бассейна севрюгу, беременную черной икрой. Потому что не фиг тут ей.
Да, понимаю, я излишне эмоциональна. Да, это нехорошо. Виновата, каюсь. Но честное слово, эта лицемерная реклама здорового образа жизни и не менее лицемерная забота о здоровье населения уже забодали. Курить вредно – кто бы спорил, но нарисуйте соответствующие картинки, например, и на чипсах: глядишь, ребятишки испугаются.
А вот еще кока-кола, допустим. Это не я придумала, это цитата из американского сериала «Медиум»: «Ты опять купила дочкам кока-колу? А ты знаешь, что русские красят ею самолеты?» Так может, если мы начнем пропаганду здорового образа жизни с критики фастфуда, странных напитков и разнообразных «снэков», на которые с младенчества подсаживают наших детей, то станет меньше и больных гастритом или диабетом и не переносящих глютен с лактозой?