Обозреватель Павел Иванов – о событиях бурной недели.
Павел Иванов: деньги (на)родные (2)
На прошлой неделе я воспринимал историю с кредитом Ильвеса все же больше как травлю Ильвеса, однако на этой вследствие активного прессинга СМИ мне пришлось пересмотреть отношение к произошедшему. И все-таки страсть считать чужие деньги, выдавая их за народные, – в душе эстоноземельцев.
Президенты и их траты
Помните, в начале года мы начали смотреть на президента Ильвеса чуть по-другому? Вдруг благодоря Иеве он стал более человечным, что ли. И бабочка уже смотрелась не как бант пингвина, а как вполне нормальный аксессуар. Укатили они на голубом кадиллаке, пожелал народ им счастья да любви... Да и стал забывать: как пришел к нам чужак, так чужаком и ушел.
А на следующее утро проснулся народ эстонский и узнал про кредит немереный да про его невозвращение. А значит, о возвращении этой суммы Ильвес и не думал, так как был уверен в «юридически корректном» договоре от 2012 года о возвращении лишь десяти процентов взятого кредита. Еще мы узнали, что во всей этой каше фигурировали сотрудники президентской канцелярии, работники Фонда развития Эстонии, которые все так или иначе были при Ильвесе – либо напрямую, либо косвенно. Что ставит под сомнение прозрачность ведения дел в нашем государстве на самом высоком уровне. Как-то неожиданно...
Девять месяцев народного понимания растворились в двух днях разочарования. Как был ты чужаком, Ильвес, так и остался!..
Боюсь, что скоро наступит пора считать деньги, уходящие на госпожу президента Кальюлайд. Ведь живет она не в Кадриорге, а у себя дома, где систему безопасности этого дома надо конструировать почти с нуля. И два раза в день – длинные переезды в Нымме. Топливо, охрана, недешевые автомобили. Это мы еще не знаем о прочих тратах, предусмотренные для президента, чем они отличаются, когда президент живет во дворце и дома.
Почему «боюсь»? Да потому что лучше пусть канцелярия президента займется аудитом, нежели СМИ за двое суток превратят президента из кумира в воровку. Это вам не руины Ида-Вирумаа за 48 часов после россиян, чем на этой неделе нас также пугали. Причем свои же.
Что страшнее – руины или женщина?
Эстонцев на этой неделе пугали еще и Яной Тоом. Дескать, Сависаар может сыграть так, что при его поддержке ее кандидатуры на пост лидера центристов она реально сможет возглавить партию. Русских в это же время успокаивали другой схемой – Юри Ратас, выдвинувший свою кандидатуру на пост лидера партии, больше знаком русским, говорит по-русски и вообще как бы самый лучший после Сависаара, которому надо на покой.
Предположим, что так и пошло. Даже еще круче: Тоом – в Эстонию партией руководить, Сависаар – в Европарламент деньги на адвокатов копить (по острому выражению эстонских журналистов). Естественно, Яна Тоом собирет голоса на предстоящих местных выборах. Только это будут не объединяющие партию голоса, а скорее голоса простых людей, голосующих по-простому.
Как всегда схитрили нарвские центристы, выдвинувшие на пост лидера обоих. И именно исходя из народности: по мнению рядового обывателя, не может такого быть, чтобы на пост лидера партии не баллотировался сам Эдгар Сависаар. Хотя любовь членов партии принадлежит Тоом. Но все же мы не знаем, кому отдадут свою любовь русские избиратели. Мы только догадываемся.
Завтра вы увидите, то что никогда не видели. И не увидите
У нас была возможность узнать в деталях, как на самом деле обстоит дело с «русским вопросом» у центристов. В среду на ETV+ прошла передача «Время решать», посвященная этой теме. Однако нашим надеждам не суждено было сбыться: в анонсе перепутали Юри Ратаса с его отцом Рейном Ратасом; ведущий путал факты; в итоге все свелось к читке сценария. Жаль, ведь потом можно было бы разбить эту передачу на цитаты и стать ньюсмейкером. Эстонские журналисты спрашивают русских журналистов именно об особенностях русской политики в центристской партии. Не получив ответов по причине непутевой журналистской работы, новости про нас делают они.
Как были чужаками, так ими и остаемся.