По словам Оксаны, в 1998 году началась приватизация жилья островных маячников. Все смотрители приватизировали свои дома, а им разрешили приватизировать лишь непригодную для жилья халупу, да еще и охраняемую государством. Жить в ней, по словам Оксаны, невозможно. Поэтому семья жила там, где привыкла – в стоящем рядом государственном доме.
Приватизировали, да не то
По поводу обжитого дома Оксана многократно встречалась с сильными мира сего, от начальника Департамента водных путей до министра дорог и связи, а трагически погибший заместитель генерального директора Департамента водных путей Тойво Прела, как она рассказывает, гарантировал ей положительный исход дела. Но Прела нашли мертвым в Адмиралтейском бассейне, а дом она так и не приватизировала.
В 2005 году Оксана Сердюк открыла рядом с маяком Кыпу кафе, продавала билеты на маяк для туристов. Да еще и одна обслуживала все три хийумааских маяка, названия которых известны всем любителям путешествовать по Эстонии: Ристна, Кыпу и Тахкуна. Теперь охраной маяков занимается, по ее словам, некая охранная фирма, а Оксана называет себя последней маячницей Эстонии.
В 2011 году ее должность сократили и потребовали освободить дом. «Дети так и не поняли, почему они должны уйти из дома, в котором прошла вся их жизнь!» - сквозь слезы почти кричит Оксана. Юристы объясняли Оксане, что ее дом – служебная площадь, и когда прекращается трудовой договор, эту площадь нужно освободить.