Обозреватель Павел Иванов – о событиях бурной недели.
Павел Иванов: русский подвох и женское дело (5)
Вне зависимости от субботнего расклада на съезде Центристской партии будущее центристов в плане возможного партнера по правительственной коалиции не столь однозначно, как это представляют наблюдатели.
Центристы в зеркале
Юри Ратас уже смотрит на себя в зеркало то ли как на генсека ЦК КПСС, то ли как на председателя Политбюро с очередной планкой на пиджаке. Возникает параллель с кандидатом в президенты Сиймом Калласом: тогда расчет на победу тоже окрылил его еще до выборов. Отличие одно: свои Ратаса не бросят.
Тезисы Ратаса напоминают скорее десять пунктов коалиционного договора. Только вот с кем? По идее - с социал-демократами. Но это - именно что идейный союз. Гораздо практичнее и выгоднее была бы дружба с реформистами, о чем много говорилось ранее. Уже пошли слухи о том, что Ратас, Симсон и Репс совершили некие «дийли», сделки, и заключили некие договоренности. О которых ничего не слышала Яна Тоом, заявившая об этом на пресс-конференции в пятницу.
Яна Тоом, как и полагается женщине, и поддерживающие ее центристы суетились на политической кухне. Что брать с собой в Таллинн? Иными словами: что предложить однопартийцам, дабы накормить вечно голодных оппозиционеров на Вышгороде? Предложить чисто русский расстегай во имя сохранения Таллинна? Или наварить камы да салаки нажарить?
Итак, с Вышгородом центристам будет легче договариваться, имея в качестве вождя Ратаса. А вот ситуация с Нижним городом не легка ни при каком раскладе. С Ратасом в столице центристы рискуют потерять на следующих муниципальных выборах русские голоса, хотя и будут выглядеть достойнее в глазах эстонцев. С Яной Тоом, уверяющей, что у нее поддержка среди эстонцев выше, нежели среди своих, центристы могут рассчитывать на русские голоса, но при этом потеряют Таллинн. Именно такое опасение высказал на той же пресс-конференции модератор Якко Вяли, увязав его с какими-то «дийлями» ратасовского крыла.
Что важнее: сделать Таллинн «эстонским» или продолжить ставить на русский вопрос? Найти адекватно верный ответ на этот вопрос партии будет гораздо сложнее, нежели просто закончить эпоху Сависаара, передав его на сохранение в Европарламент. Кстати, проблема-то не только в Таллинне.
Не ищите подвох в словах, ищите его в себе
Накануне конгресса центристов многие стали раскладывать пасьянсы на ситуацию после конгресса. Кто с ними дружить будет?.. Опытный политический массовик-затейник Яак Аллик предположил, что к «новым» центристам во главе с Ратасом побегут все. Аллик сказал, что в таком случае реформисты, соцдемы и IRL наперебой да со штурмом будут делать предложения о входе в правительство. Самое странное тут - позиция IRL. Если в понедельник к голосованию о выражении недоверия премьер-министру Рыйвасу примкнут и члены этой партии, реформе в этом правительстве придет конец. Но до понедельника еще дожить надо.
В чем подвох? На уровне государства он заключается в трех буквах «К». Есть такое сокращение: ККК – kordama kippuvad küsimused, часто задаваемые вопросы, в русской версии ЧаВо. Это набор стандартных вопросов, задаваемых пользователями. Так вот, и IRL, и соцдемы, и рефомисты перед стартом в забеге за центристами столкнутся с этим ККК на эстонском языке – keel, kool, kodakondsus. Язык, школа и гражданство – кто из тройки партий отважится во имя прагматичного союза с центристами изменить отношение к священным понятиям? И отважится ли сама центристская партия во имя выхода из вечной оппозиции отречься от собственной священной коровы в виде ККК? Если честно, та же IRL демонстрировала возможность более гибкого подхода к изменению некоторых постулатов из ККК и без отказа от священного.
Повторю: одно дело - победить в Пайде, другое - принципиально избрать сторону. А без решения вопросов ККК этого не сделать. Верить в новую Эстонию без священных коров пока удается с трудом.
Женщина не иголка – всегда найдется
Женщины Эстонии все красавицы. Времена амазонок прошли, в последнее время с упорством северянки к внешней красоте прибавляются и внутренняя сила, и волшебство наших богинь. У меня впечатление, что Эстония будущего - матриархат. Посмотрите, сколько тем в нашем обществе в последнее время завязано на женщинах.
Женщины-революционерки. Мы можем похвастаться такими: Ольга Лауристин, Вильхельмине Клементи, Алийс Тислер. Есть у нас и примеры женщин, которые самозабвенно отстаивали своих мужей. Всем известна драматическая история отношений между Вильей Сависаар (ныне Тоомаст) и Эдгаром Сависааром, когда в 1995 году именно супруга тогдашнего министра внутренних дел, пойманного на подслушке политиков, взяла все на себя. Не менее драматична история Эвелин Ильвес, которую вначале все обвнияли в непозволительном поведении на крыше кафе, а потом оказалось, что у супруга давно была другая женщина – латышка Иева, на некоторое время вытянувшая имидж президента Ильвеса.
На смену ему пришла президент Керсти Кальюлайд со скромным мужем. В этой президентской гонке интригу создали тоже женщины: поначалу всеобщей любимицей была кандидат Марина Кальюранд, затем на пару дней ее сменила многодетная мать с латышским (опять!) супругом Майлис Репс. Кальюранд в свое время двигала тоже женщина – Кейт Розиманнус, глава нескольких министерств. Как и Марис Лаури, также министр-мультиталант.
Кальюранд прочат в мэры Таллинна, а на самом деле мэром может стать Яна Тоом - тоже многодетная мать, победившая на последних евровыборах самого Сависаара. И сейчас в борьбе за место лидера партии последний уступил Яне. В свое время Яна Тоом было главредом нескольких изданий; женщин-главредов русских СМИ в настоящее время гораздо больше, чем мужиков.
Вспомним выдающихся спортсменок, дизайнеров, поварих и кондитеров, актрис и водителей автобусов, охранников в супермаркетах. В Эстонии велика и концентрация гадалок, ведьм и экстрасенсов женского пола. В последнее время стало популярным отцам уходить в отпуск по уходу за ребенком. Ну а читать топ зарплат среди женщин просто в кайф!