Мастер триллера Стивен Кинг объясняет, что люди любят пугаться точно так же, как и радоваться. Необходимое чувство для эмоционального баланса.
ГМО, глютен и Гитлер (2)
Людям свойственны самые различные страхи, но когда внутренних ресурсов, чтобы их прокормить, не хватает, в ход идут фильмы ужасов. Если и этого уже недостаточно, мы читаем исследования «британских ученых».
Наука умеет много гитик. Но печально, когда на научные исследования накладываются средневековые суеверия. В отсутствие войн и катаклизмов мы начинаем искать причину для тревог в бытовой жизни. Например, в еде.
Три главные страшилки нашего века - это ГМО, глютен, лактоза.
Есть еще одна, очень нелепая пугалка, но она настолько нелепая, что я оставлю ее на десерт. Разберемся сначала с этими.
Девушка пишет в интернете:
«Я ем только здоровую пищу, никакого ГМО, никакой химии, все натуральное, с домашнего хозяйства, я хочу умереть молодой и здоровой». Оговорка про желание «умереть молодой и здоровой» мне кажется неслучайной. Если брать за образец здорового образа жизни (ЗОЖ) натуральное хозяйство мрачного средневековья, то можно убедиться, что люди в те времена умирали достаточно молодыми по нынешним-то меркам. Неизвестно только, насколько здоровыми. Говорите, в старинные времена не было онкологических заболеваний? Ну так люди ан масс просто до них не доживали. Не говоря уже о невозможности диагностики. Никакой химии, с эпидемией чумы боролись при помощи колокольного звона. Геннмодифицированных продуктов не было, зато был голод. Неурожаи приводили к буквальному голоду, а не просто к «росту цен на гречку». Засуха, наводнение, саранча означали настоящие катастрофы.
Генная инженерия обеспечивает стабильную урожайность, позволяет минимизировать использование химических удобрений (главная страшилка прошлого века: «нитриты, нитраты и прочие пестициды» практически забыта). Но мы все равно боимся. При общем обязательном образовании суеверия сильнее нас и запоминаются лучше, чем школьные учебники. Селекции мы почему-то не боялись, а генной инженерии, которая является естественным развитием селекции, перепугались. А это звенья одной цепи: берем растение с высокой морозоустойчивостью и скрещиваем с растением, которое показало свою плодоносность. Нормально? «Нет, боимся, а вдруг оно внутри нас начнет мутировать и у нас вырастут рога и жабры». Извините, не вырастут, до таких высот наука еще не продвинулась, это возможно только в сказках Гофмана.
Кстати, ГМО используются в медицине с 1982 года, именно тогда был зарегистрирован генноинженерный человеческий инсулин, без которого участь больных диабетом была бы печальна - ну, примерно, как в средневековье.
Вторая страшилка - глютен. Из обсуждения сортов хлеба с изумлением узнала, что надо есть хлеб только из цельнозерновой муки, потому что в очищенной муке высшего сорта один глютен – и никакой пользы. Упс... Глютен – это основной белок злаковых, откуда он берется в рафинированной муке, если его нет в цельнозерновой? Как раз в рафинированной его гораздо меньше. Глютен присутствует в пшенице, ржи, ячмене (в меньшей степени в овсе) — в первую очередь в зернах, измельчение и очистка снижают его количество. Он обеспечивает клейкость, без которой невозможно приготовление теста. Попробуйте испеките хлеб из гречневой или кукурузной муки – без добавления пшеничной. У вас получится рассыпчатая малоаппетитная кашица.
Да, существует такая болезнь как целиакия – непереносимость глютена, по статистике ВОЗ ей подвержены от 1 из 100 до 1 на 300 человек. Но если читаешь интернет, то кажется, что каждый второй.
Людям, как персонажу Джерома К. Джерома, свойственно примерять на себя самые странные заболевания, читая медицинские справочники или желтую прессу.
Кроме непереносимости глютена люди придумывают себе непереносимость лактозы. Лактазная недостаточность (снижение уровня фермента лактазы, помогающего перерабатывать лактозу) – явление более распространенное, чем целиакия, но не повсеместное. Лактоза – это дисахарид, содержащийся в молоке и (остаточно) в молочных продуктах. Наиболее высоко его содержание в цельном молоке. В кисломолочных продуктах процент снижается, в твороге и сырах минимизируется, в выдержанных сырах содержание лактозы стремится к нулю. Надпись на сыре типа пармезана «без лактозы» звучит, как надпись «не содержит холестерина» на подсолнечном масле.
Лактазная недостаточность может иметь различную природу, например, возрастную: в младенчестве или, наоборот, уровень лактазы снижается с годами. Есть и этнические предпосылки: некоторые народности действительно хуже усваивают молоко: азиаты, индейцы, австралийские аборигены. Но нет никакого жесткого правила, что после 30 лет молоко пить нельзя. Это очень индивидуально.
Вот, что действительно нельзя – это заниматься самодиагностикой, искать схожие симптомы на интернет-форумах. Чувствуете недомогание – обратитесь к врачу, сдайте анализы. Не придумывайте себе лишнего. Но это уже тема для отдельного разговора – про диагнозы по юзерпику.
И на десерт. В последнее время стало почему-то модно бояться хлебопекарных дрожжей. Все поголовно увлеклись выпеканием хлеба на «бездрожжевой закваске». Оказывается, еще Гитлер обещал, что «если Россия не погибнет от войны, то она погибнет от дрожжей». При этом - извините, адепты закваски! - не бывает бездрожжевого хлеба. Точнее бывает, два вида: маца и армянский лаваш. А ваша «закваска» - это те же дрожжи: остаточные (из старого хлеба) и дикие (из воздуха). И чо сразу Гитлер-то!