Cообщи

Павел Иванов: премии, обиды и «козлы» (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Павел Иванов.
Павел Иванов. Фото: Sander Ilvest / Postimees

Обозреватель Павел Иванов – о событиях бурной недели.

«Шеф, всё пропало!» (с) «Бриллиантовая рука»

Именно эта фраза всплыла у меня в памяти, когда я просматривал новости о поведении проигравшей стороны за эту неделю. Возникла паника в государственных ведомствах. Разного рода «связисты» – именно так называют советников партий при министрах – ринулись искать новые места, которых при нынешнем раскладе не найти.

А премию куда денешь?

Запестрили СМИ и сообщениями о выплатах разного рода премий сотрудникам учреждений. Вы можете удивиться, почему эти выплаты делаются не на Рождество или Новый год, а в ноябре, но это нормальная практика последних шести-семи лет. Просто на праздничные выплаты СМИ обращали истеричное внимание. А так – произвел выплату в ноябре и спишь спокойно.

Поскольку у нас в стране понятия "премия" нет, все эти выплаты называются tulemustasu – плата за результат. Министерства поспешили заверить общественность, что у этих выплат нет никакой связи со сменой власти. Ну, с учетом вышеизложенного можно, конечно, и поверить.

Однако мы понимаем: нет гарантий, что новый министр с удовольствием подпишет приказ о "плате за результат" советнику прежнего министра. В любом случае мы опять видим, что деньги в стране имеются: кому, сколько и когда – вопрос техники. В эстонском политическом лексиконе это называется JOKK – "юридически все корректно".

И еще  о "бывших". Очень интересно наблюдать за телодвижениями реформистов. То, что происходило в партии во время президентских выборов, еще можно было объяснить противостоянием двух ее крыльев, однако теперь сами реформисты перешли на лчиности. Экс-премьер Таави Рыйвас открыто говорит о том, что он приложит все усилия, чтобы свергнуть новое правительство.

Сложно поверить в то, что он справится с этим в одиночку. Потому как нет у него такого количества преданных партийных соратников, о чем крайне ярко и не менее открыто говорит реформист Валдо Рандпере. Сбежавший в советское время на Запад бизнесмен признался, что партия должна приложить все услия, чтобы именно Рыйвас не остался на посту руководителя партии. Можно понять людей, в один миг потерявших все то, что было нажито за семнадцать лет непосильным трудом...

Сядут все

Не будет сладко новому правительству. Не любят их, что видно из различных публикаций в эстонских СМИ. Одиозный журналист Вахур Керсна не сдерживает себя в оценках состава нового правительства. «Теперь эстонским государством управляют избалованный сын богатейшего человека в Эстонии, нарцисс со средним образованием и больше среднего круглое колесо», – эпатирует Керсна. Странно, что журналист не увидел в прежнем, к примеру, правительстве примерно таких же персонажей. Или что-то изменилось в людях?

Мне кажется, основной причиной недовольства и критики с одной стороны, назовем ее условно эстонской, является протокол о сотрудничестве центристов с «Единой Россией». Для другой стороны, условно русской, причиной стали невнятные разъяснения по поводу будущего русскоязычного гимназического образования, а также гражданства и требования выпускать из школ учеников с категорией С1.

Коллега с Радио 4 Юрий Николаев в мнении «Такого ли правительства мы ждали?» как раз и перечисляет все эти пункты нового коалиционного договора – и ставит под сомнение искренность Центристской партии. При наличии в правительстве аж трех русских министров проблемы обучения эстонскому языку, обучения на эстонском языке, безгражданства и внешней политики в отношении России, по его мнению, не пропадут. Если честно, сначала я подумал, что мнение это из разряда «опять двадцать пять». Но надо согласиться: именно центристам в этой коалиции придется очень серьезно заняться темой коммуникации с общественностью и пояснять те или иные шаги – свои и коалиции.

На обиженных молоко возят

Если при этом центристы останутся такими же упертыми, на повестку дня может выйти вопрос о доверии. Упертость проявил свежий председатель финансовой комиссии парламента центрист Михаил Стальнухин. Да, он известен своей обидчивостью. Только тут он спутал контексты, решив не общаться с журналистами бюджетного общественно-правового вещания ERR. Одно дело, когда ты что-то не смог проглотить лично, обидевшись на то, что тебя не пригласили учавствовать в дебатах. Другое – когда ты в ответе за решения бюджетной комиссии высшего законодательного органа.

Я бы еще понял, если бы Стальнухин был в обиде на все СМИ за материалы про его компенсации за использование личного автомобиля. Но тут надо бы у своего коллеги по партии пример брать. Это я о Мартине Репинском, в связи с которым, как шутят журналисты, слово «козел» стало двусмысленным. Буквально на следующий день после принятия присяги в качестве министра сельской жизни Репинский стоял перед камерами и давал пояснения по компрометирующему его материалу в Eesti Еkspress.

Совпадение ли это, что статья про министра выходит в день вступления его в должность? По крайней мере, мы понимаем, что на каждого министра что-то уже готово или готовится. Да и юморист Кивиряхк намекнул: Юри Ратас должен быть готов к тому, что придется отвечать на неудобные вопросы не только по Репинскому и Стальнухину. А юмористы, как известно, на самом деле не шутят.

Наверх