Сергей Гаранжа: чтобы абитуриенты сдавали эстонский на С1 – это утопия (8)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Николай Караев
Copy
Сергей Гаранжа.
Сергей Гаранжа. Фото: Сандер Ильвест

Что директора русских школ думают о политике нового правительства?

Директор Таллиннского Линнамяэского лицея Сергей Гаранжа относится к новой политике коалиции в отношении русскоязычных школ положительно: «Наконец-то в коалиции появились точки соприкосновения в отношении преподавания эстонского языка в школах, будем так говорить, с русским языком обучения. Я сделал эту оговорку, потому что когда в гимназии 60 процентов предметов преподается на эстонском, фактически школ с русским языком обучения нет.

Надеюсь, коалиция понимает, что загонять образование в жесткие рамки 60:40 было ошибкой, и это уже шаг вперед, пусть и небольшой. Когда власти вводили систему 60:40, лишая школ права выбора, они не подготовили к реформе почву – ни учебную, ни методическую, ни, самое главное, кадровую. Кадров не хватает не только для преподавания предметов на эстонском – не хватает и учителей эстонского в принципе».

Способствует ли система 60:40 освоению эстонского, наносит ли она вред знаниям гимназистов по другим предметам? «Однозначную оценку тут дать нельзя, – говорит Сергей Гаранжа, – требуется тщательный анализ. Есть группа учеников, для которых практически нет разницы, на каком языке идет преподавание, и есть ребята, которые при изучении языка сталкиваются с трудностями. Для меня любой язык – это средство общения, и, как бы ни был продвинут ученик, ему легче усваивать предметы, особенно сложные, на родном языке.

Моя точка зрения такова: предмет должен изучаться на родном языке, язык должен изучаться как язык. Другое дело, что должно быть право выбора. Если ученик связывает свое будущее с Эстонией, хочет получить тут высшее образование, – логично, чтобы он на определенной стадии перешел в среду, в которой эстонский является родным для большинства, адаптируется и выходит на уровень, позволяющий учиться на юридическом, медицинском и других факультетах, где эстонский требуется знать в совершенстве».

Таллиннский Линнамяэский лицей будет подавать ходатайство о выходе из системы 60:40, но не для того, чтобы преподавать все предметы на русском: «Мы и раньше говорили: мы берем на себя ответственность за то, что наши выпускники будут сдавать эстонский на категорию В2 и смогут успешно поступать в эстонские вузы. Мы хотим, чтобы нам разрешили гибкую систему: те, кто хочет поступать в Тарту и местные вузы, захотят, может быть. 80 процентов предметов на эстонском, а те, кто хочет поступать в России или Европе, захотят предметы на русском, английском, французском. У ребенка и его родителей должно быть право выбора».

По словам Сергея Гаранжи, лицей такую нагрузку вполне потянет: «Мы готовимся создать гибкую систему выборов предметов вообще – не только в связи с языками. Проблема – в подготовке кадров, в том, как будет развиваться кадровая политика на государственном уровне. Появятся ли новые учебники и методички? Директор школы не может отвечать за подготовку кадров, за учебники и методички».

Что до заявленной коалицией цели – чтобы выпускники сдавали эстонский на С1, – это, по словам Гаранжи, утопия: «Этого не будет ни сейчас, ни в течение ближайших 60 лет. С1 – это свободное владение языком. Как бы мы ни тужились, достичь этого нельзя. Да, количество детей, которые сдают на С1, увеличится – это и есть планка, к которой надо стремиться».

Наверх