Власть № 4. Спасет ли Эстонию налоговая политика Петра Великого? (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Николай Караев
Copy
Заключаются ли коалиции на небесах?
Заключаются ли коалиции на небесах? Фото: Jaanus Lensment

На этой неделе эстонские СМИ писали о судебной сависаариане и экономической политике, но и о русских не забывали.

Eesti Päevaleht опубликовал пять двадцаток самых влиятельных людей. Русских там немного. Так, в двадцатке самых влиятельных политиков их трое – Евгений Осиновский на пятом месте, Марина Кальюранд на девятом и Яна Тоом на одиннадцатом. В топ-20 влиятельных бизнесменов – один, и его фамилия по удивительной случайности – тоже Осиновский. Среди двух десятков деятелей науки и образования - еще один, эксперт по информатике Дан Богданов. Двадцатка госслужащих? Ноль целых фиг десятых. Двадцатка деятелей культуры? То же самое в профиль. Итого – пять человек на сто персон, пять процентов – при 25 процентах русского населения.

Тут, конечно, как посмотреть. Можно упирать на субъективность списков – но тогда получится, что те, кто их составлял, где-то националисты. Можно сказать, что русские сами виноваты, что никуда не выбились, свалить всё на несостоятельность русскоязычного населения, но аргумент этот легко опровергается: по закону больших чисел тотальная неталантливость конкретно русских в Эстонии – явление столь маловероятное, что скорее рак на Тоомпеа свистнет, чем оно воплотится в жизнь.

Остается предположить, что дело не столько в меньшинстве, сколько в большинстве. Точнее, в верхушке этого большинства – в местной элите. Утешиться можно тем, что мы не одиноки. Чернокожие актеры Голливуда тоже страдают, потому что чернокожий актер в главной роли – явление, статистически ничтожное. Страдают и страдают... Голливуду теперь что, меняться, что ли?

Почему Эдгар – не Фидель

Журналист Postimees Ристо Берендсон пишет о том, что «маски сброшены»: «Теперь выясняется, что на деле бывшее руководство Центристской партии еще два года назад тайно встречалось с посредниками путинской партии и выясняло, возможно ли финансировать предвыборную кампанию центристов из России. Это должно быть последней каплей. Я как гражданин Эстонской Республики жду от премьер-министра и главы партии Юри Ратаса ясной позиции по шурам-мурам и властным играм с российской правящей партией, считающей независимость Прибалтики большой стратегической ошибкой».

Договор с «Единой Россией», продолжает Берендсон, может быть стратегически необходим центристам для обеспечения голосов Ласнамяэ, но его наличие всячески противоречит интересам государственности Эстонии. (С первым утверждением согласиться сложно: вряд ли многие жители Ласнамяэ голосовали за центристов потому, что у партии есть договор с «ЕдРом». Почему партия держится за этот договор – загадка, в общем, и для местных русских тоже.) Журналист советует Ратасу принять твердые решения, замечая, что это пока – не сильная сторона премьера.

В той же газете журналист Таави Минник называет Сависаара «Эдгаром Эльмаровичем Корейко» – по имени, понятно, антигероя «Золотого теленка»; поводом послужила передача Tallinna TV, в которой ведущий сравнил Сависаара с Фиделем Кастро. «К счастью, Сависаар – не Фидель, – пишет Минник. – Последний – диктатор сталинского типа, он бросил в концлагеря сто тысяч граждан своей страны, тысячами уничтожал крестьян в горах Эскамбрай, превратил некогда цветущий остров в Карибском море в Черную Африку и так далее. Да, поклонники Фиделя скажут, что у него красивая борода... У Эдгара никогда не было красивой бороды, и его выступления куда лаконичнее фиделевских». Куда более, уверен журналист, Сависаар напоминает скромного госслужащего и подпольного миллионера Корейко. «Все это... было бы смешно, если бы в Таллинне и в стране у власти не была Центристская партия, к ногам которой бомбами прицеплено наследие Сависаара».

Репортер Õhtuleht Каролина Васли пишет: «Юри Ратас говорит, что центристы едины, но и он понимает, сколь велики козыри у сависааровцев. Было бы крайне наивно думать, что Эдгар Сависаар с его скверным здоровьем и судебным делом до сих пор остается серым кардиналом... Ольга Иванова, Сирет Котка, Виктор Васильев и многие другие блюдут свои интересы. Поскольку Ратас и Кадри Симсон не позвали их в свою песочницу и не предложили теплых местечек, они могут играть только голосами. Поскольку Свободную партию в коалицию не позвали тоже, каждый голос там на счету...» Чувствуется, продолжает Васли, что Ратаса прижали к стенке. Как успокоить мятежников? На все это можно смотреть как на мыльную оперу, однако речь ведь о правящей партии – и об интересах обычных людей вроде нас с вами.

Историческое налогообложение

Как ни странно, куда больше на неделе критиковали экономическую политику нового правительства, причем, что называется, со всех бортов. В Eesti Päevaleht менеджер Ааре Таммемяэ счел, что коалиция хочет приватизировать слишком уж мало госпредприятий: незачем держать в собственности государства почту, например. Почему бы не отдать в частные руки 49 процентов акций Таллиннского порта вместо тридцати запланированных? Почему на биржу выводится только дочерняя компания Eesti Energia – и отчего желающим предлагается лишь миноритарный пакет ее акций? В общем, надо быть как реформисты, только лучше. Роль государства надо минимизировать окончательно. Ужо капиталисты создадут у нас социальное благоденствие!

Целой серией «налоговых» публикаций одарил читателей Õhtuleht. «Повышение акциза на газ на 134 процента в 2020 году... поставит потребителей тепла, использующих природный газ для отопления квартир и зданий, в ужасное положение, в такое же положение попадут семьи с маленьким доходов и пенсионеры», – считает Юри Лаурсон из Союза тартуских домовладельцев. «Акциз на пиво приводит производителей в отчаяние», – сообщает редакция в колонке, посвященной решению компании Carlsberg заморозить 3-4-процентое повышение зарплаты работников завода Saku с перспективой закрыть завод вообще. Другая редакционная колонка гласит: «Налог на автомобили обдерет владельцев дешевых машин».

В той же газете депутат-реформист Игорь Грязин замечает, что могло быть и хуже. «Союз соцдемов и IRL на деле – почти идеальная сделка, брак, заключенный на небесах, так сказать, – иронизирует он. – Первые знают, куда деньги вкладывать, а вторые должны бы знать, откуда их брать. Поскольку духовное ядро IRL – это дипломированные историки, они могут и не знать, откуда берутся деньги сегодня, но должны понимать, откуда они брались исторически».

После чего депутат напоминает о налоговой политике петровских времен (в пересказе писателя Бушкова, но что уж тут), когда налогов было больше и были они куда разнообразнее, а тех, кто не платил налогов, ждали меч и топор, и не только их, но и их жен и иных родственников. «Сделаем вывод, – заключает Грязин, – наши налоги даже при новом правительстве – детский лепет по сравнению с тем, что можно было бы сделать. Словом, Эстония – дружественное к гражданам государство. Наполним бокалы лимонадом и скажем: на здоровье!»

Наверх