Cообщи

Странные разоблачения процентристского «политтехнолога» Александра Чаплыгина

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Димитрий Кленский
Димитрий Кленский Фото: Peeter Langovits

Недоумение вызывает публикация Александра Чаплыгина «Странное явление «Русской сборной» (1 марта 2011). За четыре дня до выборов, выскочив, словно черт из табакерки, он поспешил разоблачить идущую на выборы по избирательному списку Vene Erakond Eestis «Русскую сборную» – кандидатов в депутаты Рийгикогу.

Так в чем упрек? Так и написано автором – за способность «оттянуть на себя хотя бы часть сависааровского русского электората». При этом автор даже не утруждает себя доказательствами, почему это плохо или почему этого нельзя делать? 

Прежде, чем объяснить это, хочется обратить внимание на сомнения автора о том, о чем он сам пишет. Вот примеры его стиля абы-кабы (курсив мой – Д.К.): «Но произошло это как-то подозрительно быстро», «На это как-то не обратили внимания», «история с московскими похождениями Сависаара скорее добавила ему популярности», «Отсюда и ощущение, что "Русская сборная" собиралась на скорую руку, как будто бы до сависааргейта», «И вдруг получили откуда-то сигнал», «Откуда мог поступить этот сигнал, можно лишь догадываться».

Более того, автор придумывает от себя факты. Что неудивительно, так как он ни разу не беседовал с членами сборной и со мной – автором этой заметки – с «первым номером» списка и руководителем предвыборного штаба.

И снова выдержки из оригинала (курсив мой – Д.К.):

* «умудрющаяся даже без особых споров распределить места в предвыборном списке. Невероятно, но факт». На самом деле не споры, а баталии, даже драматические, разгорались по этому вопросу, с угрозой распада «сборной».

* «… программы под этим, если не считать названия "русская", не было вообще на самом деле никакой». Программа была еще в начале осени прошлого года, но мы грешны – не возили показывать ее проект журналисту Чаплыгину.

* «Воообще-то при наличии серьезного желания выступить на выборах, предвыборные блоки начинают создаваться как минимум за полгода до дня голосования»,

* «но вопрос о создании "Русской сборной" стал на повестке дня как раз в тот момент, когда Полиция безопасности в тесном сотрудничестве с кабинетом министров активно "мочили в сортире" лидера Центристской партии Эдгара Сависаара».

На самом деле переговоры начались в середине лета прошлого года между Русской партией Эстонии и Объединенной Левой партией Эстонии. Приглашались и независимые политики. Но «левые» объявили о своем решении отказаться войти в «Русскую сборную» за десять дней до завершения регистрации участников выборов. Автор филиппики в адрес «сборной» этим не интересовался, что не профессионально. Если же он все-таки знал обо всем, то в заметке он лгал.   

Наконец, обращает на себя внимание высокомерное и пренебрежительное отношение к политическому сопернику. Примеры (курсив мой – Д.К.): «так называемым "русским" политическим силам», «при наличии серьезного желания выступить на выборах».

Поражает авторская позиция, кстати, распространенная среди центристов, согласно которой у партии Сависаара существует некое особое, монопольное право на пользование русским и русскоязычным электоратом. Они даже не задумываются о том, что при этом пытаются лишить конституционного права самостоятельных русских политиков – ту же «Русскую сборную», Русскую партию Эстонии, на участие в выборах в качестве кандидатов. Слава Богу, что пока еще центристам не пришло в голову попрекать русских избирателей за то, что они голосуют не за Центристскую, а за другие партии. 

Что касается главного – возможности Русской сборной «оттянуть на себя хотя бы часть сависааровского русского электората». Процентристский журналист Чаплыгин должен был бы спросить, прежде всего, у центристов: а почему они не вели переговоры с самостоятельными русскими политиками о возможном союзе? И не только на этих выборах. Увы, такие предложения исходили от этих самых русских политиков, но центристами они каждый раз отвергались.

Еще осенью 2006 года, когда президентом страны стал г-н Ильвес и возникли сомнения в честности тех выборов, мною было сделано обращение ко всем центристским и левым партиям, а также к Русской партии Эстонии (всего их было – шесть!) создать единый, лево-центристский партийно-политический блок на выборах в Рийгикогу марте 2007 года. Социал-демократы ответили письменным отказом. Центристы не заметили этого предложения. В итоге они проиграли реформистам те выборы. 

На евровыборах летом 2009 года MTÜ «Список Кленского» предложил включить правозащитника Алексея Семенова третьим номером в список Центристской партии. Еще до выборов было ясно, что центристам было под силу получить три мандата, поэтому «в обмен» было обещано призвать все русские политические силы и русскую общину поддержать центристов. Но они и тут гордо промолчали.  

Так кого винят центристы и их «независимый» журналист Александр Чаплыгин? И если ему мерещится, что правые партии – противники центристов дали сигнал «Русской сборной» отобрать голоса у центристов, то есть, если ему что-то показалось, то у русских есть хороший совет: надо перекреститься.

Почему «сборная» вышла на выборы самостоятельной политической силой, хотя социальная программа центристов приемлема для большинства членов «Русской сборной»? Секрет прост: у партии Сависаара, как и прежде, нет даже намека, на стремление решить злополучный «Русский вопрос». Речь, ни мало, ни много, о межэтнической дискриминации. В этом – вся закавыка!

Напоследок хочется задать вопросы г-ну Чаплыгину. Разве центристы многие годы не знали, что безработица среди неэстонского населения  в разы выше, чем среди эстонцев?

Что уровень высшего образования среди эстонцев даже в Таллине в два с лишним раза выше? Что преимущества в карьерном росте у эстонской молодежи в два раза выше, чем у русских, даже если те владеют свободно эстонским языком?

Или русским центристам неведомо, что в нынешних выборах сможет принять участие только один из трех неэстонцев? И разве не они обещали отстоять Бронзового солдата, но, как выяснилось полгода спустя, все парламентские партии, включая центристов, достигли соглашения о том, что памятнику на Тынисмяги не стоять? Тот же обман и теперь: русскому избирателю говорят об отмене перевода гимназий с русским языком обучения, эстонскому электорату – обратное, о временной приостановке реформы.

Поскольку центристы в принципе не решают «русский вопрос», то неудивительно, что возникают русские партии, «Русская сборная», призванные защитить интересы русского и русскоязычного населения от дискриминации по этническому признаку. Убежден, что, как только центристы начнут решать «русский вопрос», исчезнут и русские партии, подобные «Русской сборной».   

Наверх