Не время за счет нарастания напряжения на границе ЕС и РФ обслуживать внутренние политические рынки стран Евросоюза, считает журналист Алексей Иванов.
«Эстонская нокия»: хорошо замаскирована и громко стреляет (4)
На днях в Библиотеке Конгресса, что в Вашингтоне, конгрессмены – уважаемые люди с мандатами – проиграли Эстонию в карты. Ну, то есть не в карты, и не проиграли, но очень похоже. Оперативно-тактическую игру (см. фото) провели избранники американского народа при участии избранника народа нашего – Марко Михкельсона, возглавляющего комиссию по международным делам нашего парламента.
Игра не в игрушки
Начнем с того, что обычно подобные игры, в которых разыгрываются возможные военные конфликты, – прерогатива штабных и других военных. Во-вторых, приглядитесь к фотографии: орды красных фишек, которые обозначают понятно кого, явно не встречают сопротивления. Традиционно силы добра и света обозначаются синим.
На примере этой фотографии становится ясен наш новый бренд. Эта идея обсуждается в прессе уже пару недель: наша «эстонская нокия» – это война с восточными ордами. Посмотрите, как мы удобно устроились: мы к этой войне не готовы и в то же время стараемся кричать о ее неизбежности на каждом углу.
При всем уважении к Марко Михкельсону, далеко не «ястребу», его можно поздравить с тем, что идея нашего нового бренда, который отлично замаскирован и громко стреляет, теперь донесена до белых стен современного Минас-Тирита – оплота демократии Вашингтона. Конгрессмены, которые приняли участие в игре, теперь уверены в одном: без их помощи эстонцам крышка. Еще год назад конгрессмены особого внимания на нас не обращали.
Где наши деньги?
У наших бизнесменов такая рекламная линия Эстонии вызывает в основном вопросы. Эксперты утверждают, что потери транзитного сектора исчисляются сотнями миллионов евро в год. Иностранных журналистов больше всего интересуют не Скайп и не наши электронные услуги, которые должны бы являться настоящим брендом Эстонии, а перспектива вторжения российских войск или то, станет ли Нарва следующей жертвой России. Статьи об этом выходят в крупнейших газетах по всему миру.
Но только ли заезжие журналисты виноваты в том, что подавляющее большинство пишущих и снимающих иностранцев в Эстонии отправляют в свои редакции материалы о том, что наша страна всерьез, с нордической основательностью готовится к войне с Россией? Ведь истерит нередко и отечественная пресса. Между тем подобный образ нашей страны, якобы находящейся на пороге войны, не может не сказываться на нашей экономике – желание инвестировать в нее становится все меньше.
Взбодрились только бизнесмены в Тапа: перспектива приезда британского контингента заставила их задуматься об открытии пабов, офицерских ресторанов и о приличной гостинице. В то же время в частной беседе крупный бизнесмен-транзитчик сказал мне, что убытки от нашей «торговли войной» составляют, по его подсчетам, около миллиарда евро. Осталось выяснить, кто выплатит нам репарации за навсегда упущенные возможности.
Для справки: бюджет Эстонии составляет около девяти миллиардов евро.
Политическая бригада
На этой неделе в Польшу начали прибывать американские военные. В рамках очередной операции НАТО с романтическим названием Enhanced Forward Presence (примерно «усиленное присутствие на передовой») туда уже прибыли около трех тысяч человек личного состава и девять десятков танков. Восточноевропейские политики рукоплещут – их услышали.
Последние два года военная угроза со стороны России была фундаментом внутренней и внешней риторики НАТО. При этом «размазывание» одной бригады на фронте от Черного до Балтийского моря ничего в стратегическом балансе сил по сути не меняет. Крики «русские идут» спасли само НАТО, которое не далее как три года назад испытывало сильнейший внутренний кризис идентитета – никто особо не понимал, зачем оно существует, особенно в нынешнем формате. Но тут свезло – и русские, что называется, снова пошли.
Отвечая на вопрос российского портала Лента.ру о целях развертывания американского соединения в Европе, американский военный эксперт, научный сотрудник Кеннановского института при Центре имени Вудро Вильсона Майкл Кофман сказал: «В первую очередь это делается с целью успокоить союзников, хотя многие надеются, что американское присутствие окажет сдерживающий эффект. Переброска бригады имеет больше политическое, чем военное значение».
Действительно, военное значение расквартирования этой бригады отыскать без фонарика трудно. Восточноевропейский театр – заведомо за Россией. Более того, на этом театре имеется интереснейшая воронка – Калининградская область. 15 лет назад, до вступления стран Прибалтики в НАТО, этот важнейший для России военный и экономический плацдарм находился в сравнительно сносной статичной ситуации и не вызывал беспокойства в генштабе. Сегодня анклав находится в окружении стран-членов Альянса, которые на протяжение многих лет продолжают усиливаться как за счет собственных сил, так и за счет союзников.
Развешаны ружья по стенам
При этом любое движение российской техники и живой силы в направлении бывшего Кенигсберга воспринимается чуть ли не как акт открытой агрессии, даже если речь идет о сугубо оборонительных вооружениях, таких, как зенитно-ракетные комплексы. При таком положении дел именно Калининград может стать местом, где произойдет «досадный инцидент». Мы уже развесили по стенам очень много ружей, ответственно и с нордической основательностью раскрутив бренд новой «эстонской нокии».
Естественно, на политическом уровне никто новой европейской войны не хочет. У прогрессивного человечества есть множество других проблем, которые надо срочно решать: Сирия, искрящие в последнее время отношения Индии и Пакистана, Северная Африка, Южная Америка.
Не время за счет нарастания напряжения на границе ЕС и РФ обслуживать внутренние политические рынки стран Евросоюза. Однако именно это мы последние два года и наблюдаем – а ведь такие методы могут нас и за задницу укусить. Будем тогда все дружно ждать Белый Корабль на пляже.