В лес: кто – по дрова, кто – по шишки

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В старинном здании шишечной сушилки в Роэла теперь находится Музей шишек
В старинном здании шишечной сушилки в Роэла теперь находится Музей шишек Фото: RMK

Кто и зачем собирает в зимнем лесу шишки?

«Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, в сумочку кладет», – поют песенку малыши. На самом деле шишки в лесу собирает и в сумочку кладет совсем не Топтыгин. Этим традиционно, с 30-х годов прошлого века, в наших лесах занимаются женщины – работницы лесничеств. В фартуках с большими карманами, они собирают так называемые семенные шишки с деревьев, совсем как яблоки или апельсины.

Правда, сбор проходит в самое холодное время года – с ноября по конец марта, когда стоят морозы и слой снега по колено. Поэтому сборщицы шишек передвигают специальные, поставленные на лыжи, стремянки и специальные подъемники. А дальше – вручную. За каждый литр правильных сосновых шишек лесничество платит по пол-евро. Правильных – это значит, что собирать нужно не открывшиеся шишки, а закрытые, но не зеленые, а когда они стали коричнево-фиолетовыми. И ни в коем случае не упавшие на снег!

Традиции и сегодняшний день лесоводства

Как происходит сбор, сушка и обмолот семян для будущих лесов, журналистам недавно показывали работники питомника Кулленга Центра управления государственными лесами Эстонии (RMK), где находится самая современная сушилка семенных шишек. Руководитель производства Альвар Петерсон показывает, как она работает. Шишки отделают от примесей хвои, разогревают в специальных шкафах, чтобы они раскрылись, и отправляют в барабан, где семена отсеиваются. Затем в специальной машине их моют, просушивают и отправляют на склад-холодильник.

Оборудование шведское, установили его осенью прошлого года, все процессы здесь автоматизированы. Однако в тонкостях работы нового оборудования нашим специалистам еще предстоит разобраться. В этом им помогут коллеги из Латвии, которые, как оказалось, в технологиях воспроизводства леса далеко впереди. По словам Петерсона, в Эстонии в 90-х годах традиции лесоводства, которые в Прибалтику пришли из Германии и Петербурга, прервались. А латыши ни на один год не прекращали серьезно заниматься своим лесным хозяйством. «И это правильно! – говорит он. – А чтобы выросли красивые и подходящие для лесозаготовки деревья, нужно высадить саженцы, выращенные из семян самых качественных “матерей”».

Сосна с паспортом и береза в парнике

В питомнике стройными рядами высажены специальные клоновые сосны, каждая из которых имеет соответствующий паспорт. Клоновые – поскольку изначально саженцам привиты веточки самых стройных лесных красавиц, специально отобранных лесниками. Интересно, что саженцы высаживают в том же самом регионе, откуда были получены семена. За этим строго следят на каждом этапе процесса, снабжая каждую партию семян соответствующим сертификатом.

Здесь же, в Кулленга, находится единственная в Эстонии семенная плантация березы. Деревья растут под пленкой. Это для того, чтобы специально выведенные клоновые березы не могла опылить пыльца с неэлитных берез. К тому же пленка еще и от вредителей защищает. А чтобы происходило опыление, здесь создают искусственный ветер. «В хороший год, – говорят специалисты, – эта оранжерея может полностью обеспечить потребность Эстонии в семенах березы». Но, правда, такой большой потребности, как в сосне или ели, – в березовых семенах у нас нет. Климат и почва Эстонии особенно подходят для выращивания хвойных: у нас они растут быстрее.

А не жаль такой лес вырубать потом? «Беречь готовый для лесозаготовки лес – глупо, – говорит Альвар Петерсон. – Если не вырубить, то он сам от старости упадет и сгниет». Так что, главное, продолжает он, вовремя вырубить то, что уже можно, и сразу посадить на этом месте подходящие саженцы. К слову, в прошлом году не было вырублено около половины готового к лесозаготовке леса.

Шишечный неурожай

В этом году, между прочим, на сосновые шишки неурожай. Их мало и в специализированных семенных лесопитомниках, и в лесу. А с еловыми шишками – вообще беда. Их не было уже два года подряд. Вообще такой перерыв у елок может длиться десяток лет. Зато если потом шишки появляются, то их собирают как можно больше, чтобы сделать запас на следующее десятилетие. И в такие годы лесоводы нуждаются в помощи населения. Интересующимся стоит заглядывать на сайт Центра государственных лесов и ознакомиться с условиями работы, оформить необходимые бумаги.

Семена для будущего леса

Знаете ли вы, что из одного литра сосновых шишек получают пять граммов семян? Таким образом, чтобы получить килограмм, нужно 150-200 литров шишек. А Центр управления государственными лесами в среднем ежегодно запасает 2,5 тонны семян сосны, ели и березы. Дело в том, что в Эстонии ежегодно возобновляется около 8000 га лесов, а чтобы засадить такую площадь, требуется около 10 миллионов саженцев.

Семена и саженцы государственные питомники производят не только для государственных лесов, но и для любого покупателя, хозяина частного леса. Килограмм семян сосны с семенных плантаций стоил в прошлом году 2400 крон. Семена из шишек, собранных в лесу, – процентов на двадцать дешевле. У латышей расценки на семена сосны в три-четыре раза выше – такова государственная политика.

В течение последних лет отдел питомникового и семенного хозяйства Центра управления государственными лесами ежегодно производит в среднем 5 миллионов 4-летних саженцев ели, 5,5 миллиона – 2-летних саженцев сосны и миллион березовых саженцев. Средний возраст вырубаемого леса – сто лет. Так что наше поколение лесозаготовителей собирает урожай древесины, заложенный дедами, а семена, посаженные сейчас, когда-нибудь станут лесом над головами наших внуков.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх