Партия красит человека? Или человек – партию?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яна Тоом и Татьяна Муравьева – кто-то теряет, а кто-то находит.
Яна Тоом и Татьяна Муравьева – кто-то теряет, а кто-то находит. Фото: Сергей Трофимов, Вамбола Салупуу

Несомненным плюсом нынешних выборов можно считать как разнообразие рекламы, направленной на русскоязычный электорат, так и рост числа так называемых русских политиков, добившихся впечатляющих результатов. Причем добившихся иногда благодаря, а иногда вопреки списку, от которого баллотировались.

Уж как только кандидаты на фоне в целом скромной предвыборной кампании ни пытались достучаться до русского избирателя... И рэпом его бомбардировали, и апперкотом на боксерском ринге по нему били. Избиратель, однако, и сам не промах…

ВЫИГРАВШИЕ

Центристы: плюс на плюс дает
Партийная принадлежность, без сомнения, сыграла на руку русским политикам из числа центристов, поскольку занимаемые должности заметно повлияли на собранное ими число голосов. Яна Тоом, в качестве редактора городской газеты довольствовавшаяся 927 голосами на выборах в органы местного самоуправления, на посту вице-мэра Таллинна по вопросам образования и культуры собрала 4495 бюллетеней.
Ее коллега Денис Бородич, снискавший известность именно в качестве городского чиновника, получил 5893 голоса, что несколько хуже его результата на местных выборах 2009 года (6640 голосов). То ли народ привык видеть его именно в качестве хозяйственника, то ли репутация молодого политика, которому симпатизируют и многие эстонские избиратели, оказалась слегка подмоченной «церковным» скандалом. Старейшины Ыйсмяэ и Кристийне Виктор Васильев и Михаил Корб явно тянут только на местный уровень. На парламентских выборах они собрали 1893 и 915 голосов соответственно (вместо 5582 и 3278 в 2009 году).
Старейшина Пыхья-Таллинна Ольга Иванова довольствовалась весьма скромной цифрой в 357 голосов, зато член горсобрания Маргарита Черногорова, несмотря на возраст и сомнения, стоит ли ей продолжать активно баллотироваться, стабильно собирает хороший урожай (2011 год – 1168, 2009-й – 1882 голоса). Как и другой представитель старой гвардии Владимир Вельман – 2016 голосов (2009-й год – 2330). Депутат Рийгикогу и бывший вице-мэр Таллинна Ольга Сытник, несмотря на активность, звезд с неба не хватает – 1317 голосов при такой должности и публичности можно считать весьма умеренным результатом. Для сравнения – абсолютно незаметный Эльдар Эфендиев сумел собрать 1650 голосов.
Кандидаты-тысячники есть у центристов и на Северо-Востоке. Председатель Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин – 8585 голосов. Депутат Рийгикогу Валерий Корб – 3592 голоса. 1122 голоса принесла в копилку партии оставшаяся без мандата журналист ПБК Наталья Маллеус. На личном энтузиазме, подкрепленном городскими вливаниями в проводимые им мероприятия, въехал в парламент мастер боевых искусств, друг столичной молодежи Михаил Кылварт – 1037 голосов. В целом обещанный «ДД» минимальный результат – провести в Рийгикогу не менее трех русских депутатов – центристы по итогам выборов перевыполнили в три раза.
 

«Русская сборная» – не провал, а трамплин!
Честно говоря, удивило меня то, что о выступлении на выборах «Русской сборной» говорится исключительно как о провале. Впервые за долгое время никаких оснований для столь однозначной уничижительной оценки нет. Зато есть повод задуматься: и у самих членов «сборной», и у крупных левых партий. Деятельность членов данного списка по защите русских школ вызывает неоднозначную реакцию, но результаты ветерана Димитрия Кленского (1237 голосов) и дебютанта Андрея Лобова (683 голоса) показывают, что у части населения она нашла несомненную поддержку. (Отдельная история – Юрий Мишин, набравший на местных выборах в Ида-Вирумаа личную квоту, но на парламентских не дотянувший даже до тысячного барьера: его главный избиратель – российские граждане.)
Проблема ведущих игроков «Русской сборной» в том, что партией одной темы быть в парламенте нельзя, а на большее у команды нет ни сил, ни средств. Зато вхождение этих игроков в состав более крупной политической силы мог бы быть обоюдополезным. Несмотря на трения между «Русской сборной» и центристами, их позиции в отношении будущего русской школы схожи. А поскольку деятели вроде Яны Тоом связаны своими должностными инструкциями, окружены стеной советников и до каждой конкретной школы, тем более за пределами Таллинна, у них просто руки не дойдут, то такие «ходоки в народ» были бы центристам весьма полезны. В составе же Центристской партии молодой политик Лобов мог бы без особых усилий набрать разгон, достаточный, чтобы допрыгнуть до Тоомпеа.


Социал-демократы: с бору по Осиновскому
Второй и последней парламентской партией, в составе которой будет русскоязычный и ориентированный на аналогичный электорат депутат, стали социал-демократы. Евгений Осиновский (1578) получил это место не только благодаря семейным деньгам, пополнявшим кошелек партии, но и личной активности в Ида-Вирумаа. На большее соцдемам просто не хватило времени.
Вадима Белобровцева (600 голосов) подвело то, что на посту вице-мэра Таллинна он пробыл совсем недолго, а пост представителя партии по связям с общественностью налагает обязанность пиарить не столько себя, сколько других. Кроме того, сомнительным выглядит решение посадить Белобровцева на Ласнамяэ, Пирита и центр города, хотя он куда лучше знаком жителям Мустамяэ, где работал в районной управе.
 

ПРОИГРАВШИЕ
Народный союз: Быстров в бистро

С треском провалилась идея Народного союза накануне выборов собрать под свое крыло все, что плохо лежало, и с треском провалились вошедшие в его список члены второй многострадальной русской партии, столь часто менявшей имена и явки, что не вижу смысла их тут перечислять. Сколько ни соблазняли телезрителей рассказами о чистых маардуских улицах, сколько ни взирал призывно тамошний мэр Георгий Быстров с подставок для пивных кружек на посетителей ласнамяэских шашлычных, истины в пиве избиратель так и не нашел. 204 голоса для Быстрова – полное фиаско.

IRL и Партия реформ: их, право, жаль…
Можно быть успешным человеком, но это не гарантирует успеха в правой партии. Увы, этот принцип для русских кандидатов пока действует безотказно. Немалый потенциал известного бизнесмена Андрея Коробейника реформисты не использовали совершенно. А сам он, хоть и набрал 2057 голосов – результат, сопоставимый с достижением иного реформистского министра и намного превышающий показатели многих членов предыдущего состава парламента, – в Рийгикогу не прошел.

В остальном русские кандидаты от правых прилагали усилия для того, чтобы избиратель забыл, из какой они партии (как, например, журналист Павел Макаров, за которого без упоминания Партии реформ агитировал Эри Клас). А партии старались забыть, что у них есть русские кандидаты. В частности, Союз Отечества и Республики на русского избирателя бросил республиканцев Юхана Партса и Кена-Марти Вахера, а в других телевизионных роликах и вовсе использовал никому не известных персонажей, единственное достоинство которых состояло в том, что по-русски они изъяснялись без акцента. Итог такой политики не нуждается в комментариях: Татьяна Муравьева (Партия реформ) – 177 голосов, Нелли Каликова (IRL) – 148, Павел Макаров (Партия реформ) – 72 голоса. И действительно, русский избиратель из правых скорее выберет Партса, чем не имеющего влияния и перспектив кандидата с русской фамилией.

Ключевые слова

Наверх