Все выборы проходят одинаково, но освещаются по-разному. Итоги главного политического состязания эстонская пресса подводит вдумчиво. Выводов три: «Эстония победила. Сависаар проиграл. Что делать с этими русскими?»
Здравствуй, русская угроза! Здравствуй, родина моя!
По первому пункту показательнее иных ликовал в Eesti Päevaleht Айнар Рууссаар, главный редактор новостного агентства BNS: «Эстония победила. Прошедшие выборы были самыми успешными, содержательными, корректными и интересными за последние 20 лет...» Слова громкие, так и тянет кивнуть, но все-таки любопытно, в чем именно заключается наша победа? А вот в чем: «Эстония – победитель, потому что государственное телерадиовещание, лучшая часть принадлежащей частному капиталу журналистики и театр (имеется в виду нашумевший спектакль Театра NO99 «Единая Эстония», прошедший в виде съезда несуществующей популистской партии – Н.К.) начали делать общее дело».
И это не то дело, о котором ненароком мог подумать ты, читатель. Рууссаар явно имеет в виду не возвеличивание реформистов и не борьбу с центристами, а что-то другое. Но что?
Борьба хорошего с лучшим
Именно ее, родимую и насквозь советскую, напоминают многочисленные аналитические статьи о будущей коалиции. Как пишут в редакторской колонке Postimees, партий в парламенте четыре и комбинаций в теории тоже четыре – реформисты плюс кто-то либо центристы, соцдемы и Союз Отечества и Республики против короля. Все знают, однако, что выбора нет. По замечанию Eesti Päevaleht, трения могут возникнуть лишь потому, что реформисты решат рассориться с прежними партнерами и обнимутся взамен с социал-демократами.
Секрет нашего Полишинеля, то есть Социал-демократической партии, прибавившей себе аж девять депутатских мест, разгадывают все кому не лень. Говорят о грамотной кампании, новом председателе, обновленном имидже, ну и еще кое-что добавилось, не скрывает Агу Ууделепп в Postimees: «Прекращение флирта с Центристской партией значительно улучшило доступ соцдемов к СМИ». Умри, Денис, лучше не скажешь.
О хорошем (соцдемы) и лучшем (реформисты) эти самые СМИ пишут охотно и много. Худшее (центристов) почти единодушно не пинают даже – так, легонько попинывают, будто и не получила эта партия 130 тысяч голосов. «Если не случится какое-нибудь чудо, центристы будут четыре года сидеть в своем углу и непрерывно клясть правительство», – обещает нам Сулев Валнер в Eesti Päevaleht, а Михкель Мутть в Postimees считает, что теперь-то, после скандала с «церковными деньгами», центристы и соцдемы договорятся лет через восемь, не ранее.
Что любопытно, провал других партий обсуждается куда менее подробно. Кое-кто еще оплакивает Народный союз, а исчезнувшая из парламента «зеленая» шестерка, кажется, не волнует никого, по принципу «помер Ефим – да и хрен с ним». Партия Сависаара – другое дело: в Таллинне она по-прежнему у власти, а значит, расслабляться рано. Юло Вооглайд в интервью ERR прозрачно намекает: «Многие центристы хорошо понимают, при каких условиях партия могла бы играть важную роль в политической жизни Эстонии». Вооглайд намекает, а многие говорят прямо: принесите нам голову Эдгара Сависаара! Что характерно, кое-какие центристы уже точат холодное оружие. А ну как удастся завалить Носорога?
Политолог Тынис Саартс, давший обстоятельный и взвешенный анализ выборов на страницах Postimees, общей истерии не поддается: «Подорвать позиции центристов можно будет только тогда, когда другие партии начнут работать с русским избирателем. Пока этот избиратель уверенно и единодушно голосует за Сависаара, положению центристов по большому счету ничто не угрожает». Саартсу вторит Валло Тоомент в Eesti Päevaleht: «Сависаар, Центристская партия и русскоязычный избиратель долгое время составляют неразрывную троицу...»
Первым делом, первым делом...
Вот и показался из-под земли самый корешок зла! Русский избиратель – он проблемный. Маргит Сутроп, доктор философии и глава Этического центра Тартуского университета, заявила на ETV: «Забавно, что русские, для которых важна связь с Россией, все же выбирают эстонскую партию. Нельзя сказать, что все избиратели центристов – русские. Опасно, что у нас есть крупная группа людей, которая легко поддается агитации и восприимчива к простым лозунгам». Опасно, слышали? Глупые, доверчивые русские могут сильно подгадить всеэстонскому единству.
Нам вот тоже забавно, что спец по этике ни словом не обмолвилась об избирателе-эстонце, на которого, если судить по выборам, повлияли лозунги не то что простые – простейшие, как амебы, а-ля реформистский слоган «Можешь быть уверен» или соцдемовский «Новое начало».
Но если вы думаете, что русскую угрозу чует одна лишь Сутроп, вы ошибаетесь. Слово имеет Ахто Лобьякас (Postimees): «Единственная значимая проблема (с точки зрения политической жизни), которую система не может решить, – это русское население Эстонии... Есть правда в словах Ансипа, что Бронзовый солдат должен был уйти, но у этой монеты есть и другая сторона: русское меньшинство – единственная оставшаяся серьезная структурная угроза проекту модернизации политической системы страны. Ни Ансип, ни Лаар не позволяли себе ударов сродни тому, который глава соцдемов Свен Миксер нанес Сависаару, заявив: “Ваши избиратели меня не поняли бы”». По Лобьякасу выходит, что русские избиратели Сависаара и Миксер – это практически разные биологические виды. И им никогда не сойтись. А система страдает!
Если судить по итогам правления Ансипа и Ко, нас ждут четыре очень трудных года. Не зря газета Eesti Päevaleht в статье «Правительство, работавшее от выборов до выборов» четко определила: «Самое главное и вызвавшее больше всего разногласий решение власти – это решение убрать Бронзового солдата. Вспыхнул мятеж, но правительство в конечном счете отлично все уладило». Повышение пенсий и прочая экономика – куда менее существенны. Националистически настроенный праволиберальный истеблишмент отлично понимает, какую проблему надо решать в самую первую очередь.