Никто, кроме них!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Костяк «Свири»: Сергей Иванов, Александр Амельченко, Лембит Пыльд, Петр Петров.
Костяк «Свири»: Сергей Иванов, Александр Амельченко, Лембит Пыльд, Петр Петров. Фото: архив Союза десантников Эстонии «Свирь»

В Ида-Вирумаа, где живет костяк Союза десантников Эстонии «Свирь» и проводятся основные мероприятия организации, подтянутых мужчин в форме, тельняшках и голубых беретах знают в лицо. А в детском доме и Пюхтицком монастыре – еще и по именам. За три года десантники под командованием Сергея Иванова успели сделать массу добрых дел, скромно отшучиваясь, что занимаются этим не столько для других, сколько для себя.

А началось все с того, что Сергей наткнулся в Интернете на сайт desantura.ru и обнаружил, что здесь пишут и про ту часть, в которой он сам служил 30 лет назад. Исправил ошибки и вдруг увидел сообщение, написанное латиницей эстонцем из Таллинна, который проходил службу там же и в те же годы. Выяснилось, что они знакомы и оба были бы рады не только встретиться, но и найти ребят, с которыми провели два незабываемых года в Воздушно-десантных войсках.

Страсть первая: ВДВ

«Когда молодой человек возвращается из армии, он думает, что больше никогда даже не вспомнит о ней. Тяготы воинской службы – это не просто слова. И голодный был, и холодный. Не хватило новой формы при раздаче - оставался с одной портянкой или куском ткани в пару полосок шириной, чтобы торчала на груди, вместо тельняшки, – рассказывает Сергей. – Или помню, нас гоняли в противогазах. Стоим, все мокрые, измученные, а командир роты говорит – вы будете вспоминать эти годы, как нечто очень хорошее. А я думал: ни за что!»

Из Эстонии в те годы в ВДВ попало много ребят. Позже связь между ними прервалась. И именно с поисков армейских друзей было решено начать. Звонки, письма, расспросы знакомых... Иванов говорит, что дошли даже до директоров заводов, через которых пытались выяснить судьбу бывших десантников. Первая же встреча четверых отыскавшихся товарищей состоялась почти три года назад. А недели через три удалось собрать уже около 30 бывших десантников.

Впрочем, сохранить такой многочисленный состав не удалось по вполне естественным причинам. «Мы понимали, что хотим заниматься чем-то еще, а не ограничиваться застольем. Но кому-то, вероятно, армейская дружба виделась иначе, и люди начали отходить. Поначалу меня это расстраивало. Теперь понимаю, что все правильно. Остался костяк, на который всегда можно положиться. А с остальными прекрасно встречаемся 2 августа, в день ВДВ. Никаких обид», – говорит Сергей.

«Свирь» состоялась

Для того чтобы понять, чем живут объединения десантников, «Свирь» начала путешествовать. В России движение ветеранов ВДВ существует давно, играет значимую роль в общественной жизни ветеранских организаций. И чтобы понять, чем же можно заниматься, кроме посиделок с гитарами, Сергей с друзьями отправились в Москву. В те дни десантура отмечала столетие своего Бати – создателя советских ВДВ Василия Маргелова.

Интересно, что настороженность по отношению к ВДВ, бытующая в нашей республике, по ту сторону границы превращается в крайнее удивление – голубые береты из Эстонии! Понять этот феномен на фоне созданных мифов не могли многие: «У нас тогда даже брал интервью Первый канал, и корреспондент спрашивал, как же мы приехали – не побоялись? Для нас-то это нормально – сели на поезд и приехали. Пришлось развеивать мифы. А когда вернулись, планов появилось великое множество».

К нашим десантникам обратились офицеры, рассказали, что грядет юбилей 97-го Командно-военного училища, и попросили найти могилы двух выпускников, офицеров, погибших в Афганистане: Михаила Румянцева, который похоронен на Синимяэ, и Игоря Турченкова, покоящегося в Таллинне.

Если с Румянцевым все получилось очень быстро - через одноклассников вышли на маму героя, то с Турченковым возникла проблема. В данных местного «Боевого братства» была ошибка. Указывалось, что он похоронен на некоем Центральном кладбище. И только когда удалось найти сестру Игоря, выяснилось, что искать могилу нужно на кладбище Лийва.

С мамой же Михаила Румянцева у «Свири» сложились настолько близкие отношения, что каждый из них обрел вторую мать, а тетя Зина, как называют ее «свировцы», – защиту и опору; они и в быту помогают – сделать ремонт, построить веранду, поставить летний душ, – и моральный дух женщины, потерявшей сына, поддерживают.

«На самом деле встреча с тетей Зиной нас просто потрясла. Это женщина, которая сумела собрать вокруг себя и одноклассников Миши, и нас. И постоянно приходят все новые и новые люди. Афганцы теперь тоже стараются приезжать каждый год. А тетя Зина накрывает стол. Ее пирожки с капустой – это что-то», – улыбается Сергей.

Потеря друга

Огромное участие Иванов со своей командой приняли в судьбе магнитогорского «братишки» Анатолия Краснова. Из Интернета десантники узнали, что в далеком российском городе живет десантник, получивший тяжелое ранение, навеки приковавшее его к инвалидному креслу. Брошенный всеми – и друзьями, и женой – Анатолий тихо умирал в своей квартире. У него не было элементарных вещей, что уж говорить о современной коляске или ортопедическом матрасе для лежачих больных. Начали с того, что бросили клич и собрали деньги на матрас. Но с матрасом опередил Центр Валентина Дикуля, поэтому собранную сумму отдали десантнику на другие расходы.

«Наш парень в Чехии взял кредит и купил очень хорошую коляску. Начали выяснять, как ее доставить. Были в российском посольстве в Праге, но нам предложили только платную услугу, а это бы удвоило стоимость коляски. Нашли другой способ: из Чехии коляску переправили в Таллинн, оттуда – в Ида-Вирумаа. А мы ее перевезли в Питер и уже оттуда – в Магнитогорск», – рассказывает Иванов.

Продолжая работу, добрались до тамошнего губернатора и выбили своему боевому другу место в санатории с постоянным медицинским уходом. Достали компьютер, поставили Интернет.

В конце прошлого года Анатолия Краснова не стало. «Для нас это была огромная потеря. Переживали утрату очень тяжело, но благодаря Анатолию мы поняли, что можно, оказывается, при желании помогать кому угодно. Человеку, находящемуся в любой точке мира», – делится Сергей.

Вера помогает жить

Еще одним серьезным направлением деятельности команды Сергея Иванова стал скит Пюхтицкого монастыря в Васьк-Нарве, в котором находится Ильинский храм. Место было выбрано неслучайно. Во-первых, потому, что вера в жизни нашего героя занимает особое место. Во-вторых, храм построен в честь пророка Ильи, который считается покровителем ВДВ. 2 августа – Ильин день и День ВДВ.

По словам Сергея, раньше наш Ильинский храм и скит были весьма популярным местом паломничества. Здесь служил отец Василий Борин, который умел изгонять демонов. Паломники ехали со всего мира, разбивали палаточные городки. Сейчас в скиту тихо, службы проводятся редко. Постоянно здесь живут восемь монашек, которые в том числе держат большое хозяйство. Десантники помогают им на полевых работах.

Сергей через такую работу приобщает своих «братишек» и к самой церкви: «Я очень хочу, чтобы ребята почаще ходили в церковь. А какая агитация поможет? Да вот такая. Они приехали, поговорили, посмотрели, как живут, о чем-то задумались. И потом, когда мы едем в Псков, обязательно заезжаем в Псково-Печорский монастырь».

Все праздники и мероприятия «Свирь» старается начинать с посещения службы в церкви. «Нам помогает отец Дионисий. Благодаря вере, наверное, и живем, и как-то будем жить дальше», – говорит Иванов.

Дети, цели и КаПо

А в прошлом году Сергей загорелся идеей создания подростковой команды. Бывая во Пскове, эстонские десантники узнали о слете «Внуки Маргелова», который собирает множество мальчишек и девчонок. Ребята живут рядом со знаменитой Псковской дивизией, каждый день участвуют в различных конкурсах и соревнованиях и славно отдыхают на берегу реки Великой.

Кроме того, мужчины всерьез задумались над тем, чем занята наша молодежь, особенно в Ида-Вирумаа. «Наши дети в основном граждане Эстонии, и всем им предстоит служба в вооруженных силах. Мы хотели вести подготовительную работу, чтобы показать им, что это такое и к чему нужно быть готовым. К примеру, физическая подготовка. Не секрет, что уроки физкультуры в школах сейчас ведутся больше для проформы. Многим нечего надеть, ходят кто в чем. Ребята 15-16 лет не могут ни подтянуться, ни отжаться, ни пробежать нормально. И это явление, в котором виноваты, конечно, не школы даже, а те соблазны, которые нас окружают. Тот же компьютер. Или машина. Машину победить невозможно», – считает Иванов.

За дело взялись с огоньком. Договорились со школами, провели первые собрания, нашли тренера с лицензией, который согласился заниматься с ребятами. Была договоренность с Кайтселийтом, который был заинтересован в появлении людей, умеющих общаться с русскими детьми. Даже провели поход для воспитанников детского дома: десантники могут управиться с оравой не самых простых подростков. Поэтому недоверие детдомовцев быстро сменилось уважением, и мероприятие, посвященное Северной войне, прошло на ура.

Но в какой-то момент все рухнуло – школы и ополчение перестали сотрудничать, десантникам отказали в аренде зала. Почему? «Конкретных причин я до сих пор не знаю. Никто нам четко не объяснил», – говорит Сергей. Приходится задать прямой вопрос: «Вашей деятельностью не может не интересоваться КаПо. На беседы приглашают?»

«Ну, беседуем. Иногда. И довольно-таки доброжелательно. Но в основном их интересует, нет ли у нас денежных поступлений из России. Не оплачивают ли какие-то наши мероприятия. Не пытаются ли нас куда-то сагитировать, не в ту сторону. Но мне 50 лет, и меня трудно сагитировать. Я прожил в Эстонии всю свою жизнь. Кстати, могу соперничать со многими эстонцами по своей родословной и количеству поколений, родившихся и выросших на этой земле», – ответил Сергей.

Страсть вторая: футбол

Футбол идет по жизни с нашим героем. С детства гоняли мяч с мальчишками во дворе. Резиновый, о кожаном даже не мечтали. Зато мечтали стать великими игроками и, если повезет, – тренерами. С последним не совсем получилось. А вот поиграть в профессиональной команде Сергею посчастливилось.

Ради того, чтобы остаться в команде, в подростковом возрасте Иванов решил никуда не уезжать из Йыхви. Специально поступил в Химический техникум. После старался попасть в армию, чтобы и там играть. Но, смеется наш герой, попал в ВДВ. После снова играл в футбол, но жизнь вносила свои коррективы. Появилась семья, родился сын, потом дочка, нужно было уходить из спорта и зарабатывать деньги.

Но страсть к футболу не угасала. А два года назад, во время подготовки ко Дню ВДВ, судьба свела его с президентом футбольного клуба «Лоотус» Андреем Шкалетой. «Тогда я начал ходить на матчи команды, сначала – как болельщик. Потом с тогдашним директором местного телеканала «Литес» Андреем Ильницким загорелись идеей создать фан-клуб. Начали снимать матчи, брать интервью у игроков. Так я и остался», – говорит Сергей.

Сегодня наш герой является неофициальным исполнительным директором клуба. Неофициальность заключается в том, что работает он не за деньги, а за идею, занимается поиском средств для нормальной работы клуба.

Мужик должен заниматься делом

Такая получается разносторонняя жизнь у десантника Иванова. Впрочем, рассказывая о достижениях «Свири», Сергей постоянно давит на то, что, несмотря на закрепившееся прозвище Командир, он ничего не смог бы сделать в одиночку, без своих ребят.

«Костяк “Свири” – это шахтеры, строители, водители, предприниматели. Они тем и отличаются, что на них всегда можно положиться. Никогда не прячутся от работы и трудностей. Нужно ехать к матушкам в скит поле вскапывать – собираются и едут. Нужно было расчистить дорогу к могиле Миши Румянцева, у которого 14 февраля была годовщина смерти, а снегу намело по пояс, – пошли откапывать между ночными сменами», – говорит наш собеседник.

Огромный проект был осуществлен в прошлом году, когда сошлись круглые даты: 65-летие Победы в Великой Отечественной и 80-летие ВДВ. В честь 9 Мая в регион ухитрились привезти ансамбль «Голубые береты». «Я узнал, что они выступают в Риге, и понял, что вот он, настоящий шанс пригласить их к нам», – рассказывает Сергей.

Дозвонились до группы, сняли концертный зал, неимоверными усилиями собрали деньги, и концерт состоялся. Бесплатный, для всех зрителей. Иванов говорит, что вез группу из Риги и думал: а вдруг люди не придут, вдруг не получится? Все-таки мы здорово оторвались от десанта, России и «беретов»... Но концерт прошел с аншлагом: не меньше 2500 зрителей собрались послушать легендарную группу и по-настоящему отметить День Победы, заняты были не только сидячие, но даже стоячие и «лежачие» места.

Сергей говорит, что уже не может без этого драйва и адреналина. Праздник заканчивается, а через несколько дней восстановишь силы и здоровье – и хочется опять с бой. К тому же и семьи уже смирились с тем, что отцы и мужья вечно где-то пропадают, кого-то спасают, что-то организовывают. Жены не протестуют: во-первых, потому, что в команде Иванова алкоголь практически исключен. А во-вторых, с некоторых пор десантники стали брать супруг с собой, чтобы и боевые подруги могли гордиться достижениями своих мужчин.

«Я считаю, мужик не должен все время валяться на диване, обсуждать политику, пить пиво с чипсами и больше ничем не заниматься», – подытоживает Сергей Иванов, Командир Союза десантников Эстонии «Свирь».

Ключевые слова

Наверх