Как известно, человек на 80% состоит из воды. Следовательно, именно качество воды, которую мы пьем, определяет, по сути, качество нашей жизни и здоровья.
Какую воду мы пьем?
Распространено мнение, что в Эстонии вода, как говорится, не фонтан – жесткая, невкусная, а то и вовсе небезопасная для здоровья. Однако, с другой стороны, в марте в очередной раз Tallinna Vesi запустила кампанию, призывающую отказаться от дорогой бутилированной воды и пить воду из-под крана, поскольку она ничем не хуже. Так какую же воду мы пьем? Об этом мы беседуем с Кюллике Бирк, главным специалистом по воде отдела окружающей среды Департамента здоровья.
«По качеству питьевой воды в Эстонии действуют единые требования Европейского союза. По распоряжению из Брюсселя мы внесли в наш Закон о питьевой воде некоторые исправления, но три четверти из них были чисто формальными. Так что в целом с водой у нас положение совсем неплохое», – считает она.
Что, собственно, значит «хорошая вода»? Качество воды определяют три раздела показателей: микробиологические, химические и индикаторные, свидетельствующие о прозрачности, цвете, запахе и вкусе воды. Поэтому последний раздел включает часть микробиологических и часть химических показателей.
Вкус – дело вкуса...
«Микробиологические показатели, то есть наличие-отсутствие в воде микроорганизмов, у нас почти всегда отвечают требованиям, бывают лишь очень маленькие отклонения, – говорит Бирк. – Этим мы гордимся. Так, например, с 1976 года у нас не было зафиксировано ни одной вспышки какого-либо инфекционного заболевания, передающегося через воду. Вообще, больше проблем с индикаторными показателями. Так, зачастую у нас в воде много железа, что не опасно для здоровья, но ухудшает потребительские свойства воды».
Это, конечно, зависит от источника питьевой воды. К примеру, большая часть Таллинна получает очищенную воду из озера Юлемисте, и она соответствует высоким сертификатам качества. А в районах частной застройки – в Пирита, Нымме, Виймси вода идет из грунтовых скважин. Если скважина не оборудована специальной водоочисткой, то вода из нее зачастую мутная, желтая, портит дорогую сантехнику желтыми потеками, оставляет рыжие пятна на белье. Однако по индикаторным показателям нет жестких норм: в соответствии с требованиями они должны быть приемлемы для потребителя. Но те, кто постоянно использует такую воду, привыкают к ее качеству, а приезжие говорят, что вкус воды – отвратительный.
Нарвские тригалометаны
В разных регионах Эстонии свои проблемы с качеством воды. Например, в Нарве уже долгое время борются с присутствием в питьевой воде опасных соединений, которые называются сложным словом тригалометаны. Что это такое? В природной, неочищенной воде эти соединения отсутствуют. Но когда эту воду дезинфицируют хлором, то он вступает в реакцию с органическими веществами, которых особенно много в поверхностных водах летом и осенью. Так образуются тригалометаны – хлороформ, бромоформ, дибромохлорометан и бромодихлорометан. Это канцерогенные вещества, которые могут способствовать развитию онкологических заболеваний при длительном потреблении воды.
«За последнее время в результате постоянного мониторинга качества воды содержание этих вредных соединений в воде уменьшилось. Раз в месяц, а порой и чаще, мы проверяем наличие тригалометанов в воде, – рассказывает Бирк. – И не только на выходе из очистных сооружений, но и в двух точках в городе. И хотя проблема не исчезла, но все же намного уменьшилась. Уже готовы проекты реконструкции очистных сооружений, которые позволят решить вопрос кардинально. Улажены проблемы и с финансированием. Так что в 2015 году, а то и раньше нарвитяне смогут пить воду из-под крана без опасений». Пока же беременным, детям и хроническим больным рекомендуется потреблять бутилированную воду.
Фтор: мало – плохо, много – тоже плохо
В Центральной и Западной Эстонии другие проблемы – с содержанием фтора в воде. Фтор в небольшом количестве полезен для зубов, но его избыток нарушает обменные процессы в костной ткани. Первыми начинают страдать зубы. Если зубки молочные, то переизбыток фтора проявляется коричневыми пятнами. На постоянных зубах сначала появляются мелкие меловые пятна, затем эмаль теряет блеск и прозрачность, а со временем полностью разрушается. Если не прекратить поступление фтора, начинают страдать кости, становясь хрупкими и ломкими.
«Этой проблемой мы занимаемся уже десятки лет, – говорит Кюллике Бирк. – В Пярнумаа, Тартумаа, Ляэнемаа, Рапламаа, Вильяндимаа, Йыгевамаа, Сааремаа количество источников воды, где содержание фтора в воде больше 1,5 мг/л, постоянно уменьшается. Так, по сравнению с 2007- 2008 годами их стало меньше чуть ли не на половину. Все время строятся очистные сооружения, Центр инвестиций в окружающую среду поддерживает их строительство. Кроме того, в школах и детских садах там используют бутилированную воду. А осенью прошлого года в Тартуском университете была защищена докторская диссертация, посвященная проблемам тех мест в Эстонии, где в воде фтора очень мало. Там людям нужно обязательно использовать зубную пасту с фтором».
Часто в воде, где содержание фтора больше допустимой нормы, наблюдается также еще и повышенное содержание бора. Имеющиеся очистные сооружения зачастую не могут эффективно удалять из воды одновременно и то и другое. Поэтому сейчас строятся очистные сооружения с мембранной техникой очистки воды. Но они требуют точной регулировки и специалистов, контролирующих их работу.
Радиоактивная вода
Когда-то скважины питьевой воды бурились, исходя лишь из объема водоносных слоев и их химического состава. Позднее выяснилось, что в Северной Эстонии часть водоносных слоев проходит через радиоактивные глубинные породы. На сайте Департамента здравоохранения есть данные о том, что примерно 14% потребителей, живущих в Харьюмаа и Ляэне-Вирумаа, получают воду с радионуклеидами.
«В советское время, когда бурились эти скважины, требования по воде были не такие строгие, как сейчас. И тогда вода отвечала существующим нормам. Когда Эстония собиралась войти в Евросоюз, то выяснилось, что важно учитывать и радиологические показатели», – вспоминает Бирк. Были проведены многочисленные исследования рисков, связанных с потреблением этой воды. Их оценивали специалисты радиологического центра и специалисты из Тартуского университета, помощь оказывали и зарубежные коллеги из Италии. И все же пришли к выводу, что эту воду можно использовать без риска для здоровья. А некоторые предприятия водоснабжения в Северной Эстонии, которые пользуются водой из тех же самых водоносных слоев, все же поставляют потребителям очищенную воду с приемлемыми радиологическими показателями.
Фильтры полезны, но...
Многие жители Эстонии больше доверяют своим ощущениям, а не официальной информации о качестве воды, и потому покупают фильтры разной конструкции и разной стоимости. Не напрасно ли они тратят свои деньги?
«Очень многое зависит от того, в каком состоянии водопроводные трубы – и в конкретном здании, и на трассе. Конечно, если воду очищать дополнительно, то она будет качественнее, – соглашается эксперт. – Однако при этом нужно помнить, что эти приборы сами требуют постоянного ухода. Мне приходилось видеть в домах довольно грязные очистители – кувшины с фильтрами «Брита». Могу поспорить, что вода из них по своим показателям даже хуже, чем из-под крана. Нужно довольно часто менять фильтры-картриджи, а потребители об этом забывают. Выбирая более продвинутый и навороченный стационарный фильтр, важно понимать, что все они узкоспециализированные, и нужно знать, от чего конкретно вы хотите чистить воду». На этот вопрос может ответить анализ воды, сделанный в хорошей лаборатории.
С лабораториями проблем нет
Если есть конкретные жалобы на качество воды, можно обратиться по месту жительства к представителям Департамента здоровья. Они сделают исследование бесплатно и дадут рекомендации, что можно сделать. Если человек просто хочет знать, какого качества у него вода, можно заказать в департаменте забор воды аттестованным специалистом, тогда анализ можно предъявить даже в суде. Но если вы хотите провести анализ воды в своих интересах, то тогда в лаборатории можно получить стерильную емкость и взять пробу самому, соблюдая те рекомендации, которые дадут сотрудники лаборатории. Это обойдется намного дешевле.
Цифры, приведенные в заключении лаборатории, нужно сравнить с нормативами, которые можно найти в Интернете на страничке www. riigiteataja.ee (в разделе «Täpne otsing» нужно вести поиск по слову joogivesi - «питьевая вода»). Это огромная таблица, где приведены нормы по всем показателям, по содержанию каждого химического элемента.
Обратиться можно в любую лабораторию, их довольно много. Три – в системе Департамента здоровья: в Таллинне (ул. Котка, 2), Тарту и Кохтла-Ярве. Четыре лаборатории – в системе Ветеринарной службы. У предприятий водоснабжения – свои лаборатории. Например, в Таллинне очень мощная лаборатория у Tallinna Vesi. Две лаборатории – в системе Департамента окружающей среды. Еще есть несколько частных лабораторий. Все лаборатории, где исследуют воду, имеют соответствующую аккредитацию.