Страна отходит от выборов, как прооперированный от наркоза, и больничная палата, в которой мы находимся, становится все более различимой. СМИ – не исключение. Пейзаж «после бала» нравится далеко не всем.
После бала кулаками не машут
Безжалостнее прочих итоги выборов разнес Ало Раун в Postimees: «Эстонский избиратель снова выбрал авторитарные партии. Он выбрал четыре года закулисных, скороспелых, не слишком демократичных решений...» По Рауну, авторитарны и реформисты, и центристы, и Союз Отечества и Республики. «И никому не будет стыдно. Останется утешать себя на манер Марта Лаара, что в Латвии все еще хуже».
NOVÕJE VASJUKI TV
Напрасно Юхан Кивиряхк твердит на страницах Eesti Päevaleht, что новое правительство «должно быть также правительством тех, кто голосовал за оппозицию», что «реформа» и СОР получили на пару лишь 49,1 процента голосов, что с менталитетом, согласно которому «победитель берет все», пора кончать. Все понимают, что никто ни к кому не прислушается. Чем сохранение коалиции обернется для всех нас, Кивиряхк осознает тоже: «Камнем преткновения коалиции, состоящей из одних правых партий, может стать единство общества – в первую очередь в национальном плане, но и в плане имущественного расслоения». Читай: бедных будет больше, а среди бедных будет больше неэстонцев.
Но кому это интересно? Куда любопытнее, уйдет Сависаар или нет. Кярт Анвельт в Eesti Päevaleht подробно уверяет себя, что да, уйдет, и заодно разоблачает заговор Яны Тоом и Михаила Стальнухина, которые намерены «захватить Центристскую партию, как пираты захватывают корабль, и сделать из нее партию русскую». Так и видишь Яну Тоом в костюме Джека Воробья, орущую: «На абор-р-рдаж!..» В то же время на портале Delfi Андрес Анвельт, супруг Кярт, сравнивает центристов с наркоманами, ставит им диагноз «коррупция» и призывает партию полечиться.
В том же Eesti Päevaleht Маргус Алликмаа, глава правления ERR, беспокоится: даст ли новая старая власть денег на русскоязычный канал? В смысле, включит ли она этот канал в коалиционный договор? Алликмаа и сам признает, что цена вопроса высока – восемь миллионов евро в год, чуть меньше бюджета ETV1. А как иначе? Конкурировать-то надо с российскими СМИ. Бюджет ERR увеличится на четверть, и через это дело русский канал побьет и ПБК, и РТР... И переименуется, видимо, в NOVÕJE VASJUKI. Как говорят французы, ноблесс оближет.
Алликмаа знает, что это утопия, и сам спешит вбить в крышку ее гроба последний гвоздь. Как, говорит, мы ни рекламировали «Суд присяжных» и «Треугольник» – не смотрят их русские. А реклама денег стоит, и деньги эти недодали эстонским передачам. Намек ясен? На русскую «Актуалку», Радио 4 и портал rus.err.ee деньги дадут, на остальное – вряд ли.
«Уважаемый редактор! Может, лучше про реактор?»
Чу, взорвалась АЭС. Но далече...
Не повезло реформистам с Японией: атомная электростанция в их программе идет одним из главных пунктов, между тем аварии на «Фукусиме-1» и ряде других АЭС даже при самом благополучном исходе отвратят общество от реактора надолго. Но на что людям голова, а? Чтобы из черного делать белое. Вот академик Эндель Липпмаа на радио Kuku призвал Эстонию срочно купить АЭС, пока они дешевы ввиду японской трагедии. Разумеется, АЭС нового поколения, а не такую, как «Фукусима-1». Похожую логику применяют продавцы на рынке: «Бери, дура, потом дороже будет!» И дура, натурально, тянется к кошельку. Дура же.
Каарел Таранд на портале Delfi указывает на то, что АЭС, наоборот, подорожают, поскольку возрастут расходы «атомного лобби» – надо как-то объяснять людям, что ничего страшного в Японии не происходит, да и политиков подмасливать, а это – большие деньги. Далее, если мы решим строить АЭС, на это уйдет самое малое 15 лет. Кроме того, ЕС смотрит на новые реакторы косо, а если мы будем кобениться, хмурым взглядом дело не ограничится. Таранд спрашивает: может, лучше строить нормальные электростанции? Чего реформисты не делали, не делают и делать почему-то не собираются...
Глава Института технологии ТУ Эрик Пуура в интервью Eesti Päevaleht добавляет, что станции четвертого поколения вовсе не безопаснее, чем станции третьего: «Это полная чушь. Безусловно, новая технология опаснее, если сравнивать ее с той, что уже доказала свою безопасность».
Как достал покойник!
Экспертам риторические заламывания рук по поводу АЭС не свойственны, зато их любят журналисты. Только ленивый не пишет в эти дни о том, что Эстония будет учиться на японских ошибках, и об опасности атомной энергии. Неэме Корв в Postimees напоминает, что у нас под боком есть АЭС в Сосновом Бору и финны уже скупают таблетки с йодом, которые вроде как помогают от радиации. Редактор EPL Рейн Сикк солидарен: бежать некуда, вокруг – сплошные «тумаямы»: в Финляндии, Швеции, Литве, России…
Хейки Сууркаск в статье «Человек как паразит, вооруженный атомом» в той же газете сообщает, что мы заложники атома, что люди сосут из земли соки, а перед стихией бессильны, ну и так далее. И кто, вы думаете, виноват? Ну дык. «Мы в Эстонии вернулись к догмам советского времени и считаем, что у нас есть право выкачивать из-под земли что угодно, не думая о будущем...» Тут мы наблюдаем небезынтересный стилистический прием. Намерение построить АЭС Сууркаск видит как финал фосфоритной войны 1987 года, в которой Эстония «окончательно проиграла». При этом власти оказываются как бы и ни при чем, зато всех собак журналист вешает на покойный Союз. Восстал, гадкий, из могилы – и дотянулся ядерными когтями до нежного горлышка Эстонской Республики. А реформисты – что реформисты? Они не упоминаются.
Между тем дело именно в них. Мы уже видели, как «реформа» продавливает свои решения – о введении евро, например, – наплевав на всех и вся. Если теперь эта партия помешается на идее АЭС (как вариант, предлагалось построить ее на острове Пакри поблизости от таллиннского побережья – если уж бабахнет, так сразу полстраны долой), достанет ли у властей совести организовать референдум? Пока что методы функционера КПСС Ансипа остаются прежними. Но может же человек измениться, а?