В первые месяцы беременности, когда закладываются все важнейшие органы маленького человечка, будущим мамам категорически нельзя нервничать. Но Виктория Макеенко, по воле бывшего работодателя оказавшаяся в подвешенном состоянии, была вынуждена чаще обращаться не в женскую, а в юридическую консультацию, пишет «МК-Эстония».
Беременную женщину уволили, когда она была на больничном
«Меня сократили задним числом, когда я, беременная, была на больничном, - возмущается бывший сотрудник кондитерской Sinilinnuke Виктория Макеенко. – Мало того что зарплату не выплатили за два месяца, так еще и без декретных осталась».
Причину Виктория видит в том, что она и еще несколько работниц предприятия обратились в Трудовую комиссию, так как начальница задерживает зарплату.
На больничный Виктория пошла с разрешения работодателя, когда выяснилось, что у них на производстве нет легкого труда, на который по закону должна быть переведена ожидающая ребенка работница. Тогда Виктория взяла больничный. «Первый больничный у меня был со 2 по 31 декабря, и начальница мне его оплатила. А когда я принесла через месяц второй больничный лист, то узнала, что производство закрыто, и идет банкротный процесс», - рассказывает Виктория.
Сама сдать больничный в Больничную кассу женщина тоже пыталась, но там ей сказали, что работодатель должен заполнить свою часть, только тогда его примут. Что делать, если работодателя больше нет — ей ответить не смогли. «И на биржу встать, чтобы получать от Кассы по безработице пособие по сокращению, пока идет банкротное производство, я тоже не могу», - возмущается пробелами в нашей социальной системе будущая мама.
Виктория говорит, что была у трех бесплатных юристов, и все в один голос сказали, что работодатель нарушила закон, сократив беременную, тем более находящуюся на больничном. По закону, это может сделать только банкротный управляющий, после того как суд объявит о банкротстве предприятия.
Виктория подала и в Трудовую комиссию, которая согласилась с ее требованиями и 10 марта вынесла решение, что работодатель должен выплатить ей компенсацию в размере 6 минимальных зарплат и деньги за тот месяц, когда было произведено сокращение. Только вот работодатель на заседание не явилась, а в таком случае обязать ее восстановить Викторию в должности и выплатить компенсацию никто не может. Если будет объявлено банкротство фирмы, то Виктория должна будет с решением комиссии идти к банкротному управляющему и просить его выплатить ей деньги.
«Сама виновата!» - именно так заявляет бывшая начальница Виктории Дина Васильевна Ефанова. Она заверяет, что не знала о беременности. «Разбираться в том, законно было проведено сокращение или нет, должен суд!» — отрезала Ефанова.
Знала ли Ефанова о беременности своего работника? Виктория Макеенко говорит, что у нее есть и документы, и свидетели того, что она Ефанову предупреждала: «Когда она подписывала больничный, то прекрасно видела, что подписывает».
Главный специалист в области развития трудовой жизни Министерства социальных дел Мария Пихль говорит, что, согласно статье 93 Закона о трудовом договоре, работодатель не может сократить беременную, за исключением ситуации с объявлением банкротства. При этом закон даже позволяет расторгнуть договор с работником, находящимся на больничном. «Но с беременной, если та на больничном, договор можно прекратить, только если работодатель объявлен банкротом. Виктории следует обратиться к банкротному управляющему, когда будут очерчивать круг кредиторов», - отмечает Мария Пихль.
Комментарии
Эвелин Коппель, пресс-секретарь Больничной кассы:
«Если женщина пошла на больничный, когда трудовые отношения еще продолжались, у нее есть право получить за него компенсацию. Выплатит деньги Больничная касса, начиная со второго дня в размере 70% от среднего облагаемого соцналогом дохода за прошлый год. Больничный лист и документ, подтверждающий беременность, можно отдать банкротному управляющему, который представит его в БК. Компенсацию по родам БК выплачивает только работающим женщинам. Если женщина во время беременности осталась без работы, возможности получить декретные деньги нет».
Мария Пихль, главный специалист в области развития трудовой жизни Министерства социальных дел:
«Согласно статье 93 Закона о трудовом договоре, работодатель не может сократить беременную, за исключением ситуации с объявлением банкротства. При этом закон позволяет расторгнуть договор с работником, находящимся на больничном. Но с беременной, если та на больничном, договор можно прекратить, только если работодатель объявлен банкротом. Виктории следует обратиться к банкротному управляющему, когда будут очерчивать круг кредиторов».
Комментарий банкротного управляющего Эрика Сави на момент сдачи материала в печать так и не удалось получить. Причем Сави не выходил на связь не только с журналистами, но и не отвечал на звонки Виктории. Все это в свете объявления банкротства фирмы затрудняет внесение женщины в круг кредиторов.
Полная версия статьи – в еженедельнике «МК-Эстония».