/nginx/o/2010/12/05/478483t1h293a.jpg)
По словам политолога Тартуского университета Кармо Тюйра, предложение президентского Совета по правам человека признать преступления советского режима звучит благородно, однако он не советует терять бдительность.
По словам политолога Тартуского университета Кармо Тюйра, предложение президентского Совета по правам человека признать преступления советского режима звучит благородно, однако он не советует терять бдительность.
«Речь идет о крайне интересном документе. Если взять этот текст без критики источников, из него можно сделать далеко идущие выводы», - прокомментировал Тюйр для Postimees.ee.
«Желание признать историю своего государства и народа относится к числу весьма благородных идей», - заметил он. В то же время он не советует принимать ни один политический документ за чистую монету. «Особенно, если он попадает к публике как бы в результате секретной операции, через крайне противоречивый источник», - заметил Тюйр.
Желание десталинизировать историю, очиститься от грехов прошлого, по словам Тюйра, всегда существовало в российском интеллектуальном пространстве.
«Больше всего такие лозунги звучали во времена горбачевской Перестройки (правда, наряду со слегка мазохистским самобичеванием) и в какой-то мере при раннем Ельцине (тогда уже при желании более серьезного переосмысления)», - напомнил он.
С другой стороны, такие желания, по словам Тюйра, никогда не были распространены среди политиков мейнстрима, поэтому показательно, что теперь желание взять на себя ответственность было высказано устами правозащитника Михаила Федотова и его рабочей группы.
По словам Тюйра, можно заметить, что восточный сосед пытается отделить героизм русского народа от преступления режима.
«В России существует политическое желание отделить мух от котлет, - если пользоваться путинским выражением, - сказал он. – И Ленина, и Сталина пытаются оставить, образно говоря, за скобками, оставляя на слуху лишь великую победу русского народа».
С точки зрения самосознания государства, это, по словам Тюйра, крайне адекватный шаг, хотя и рискованный. «Проще скормить какой-либо миф в контексте громких и звучных имен, чем без них», - заметил он.
По мнению политолога, это указывает на некоторые слабости всей конструкции. «Утверждается, что такое самоочищение должно уменьшить отчуждение российской элиты, власти и режима от народа. Теоретически это может быть правильным, но лишь в долгосрочной перспективе. В краткосрочной это вызовет резкую ответную реакцию, которая, кроме всего прочего, уже заметна в российской блогосфере».
Тюйр отметил, что воспринимает этот документ как своего рода пробный шар, попытку проверить реакцию.
«Можно сразу поверить в российские перемены, однако это означало бы принимать желаемое за действительное. Когда, наконец, похоронят Ленина (я предсказывал это еще в 2010 году), тогда я начну верить в серьезность намерений», - заметил политолог.
По словам Тюйра, он несколько сомневается и в аутентичности документа, вызвавшего такой шум в прессе.