Тапаская русская гимназия уже второй год живет в состоянии далеко не холодной войны. Руководство школы при поддержке старого состава попечительского совета воюет с новым, пока не утвержденным советом. Причем в ход идут не только прорехи в законах, но и личные оскорбления, давление на родителей и учащихся.
Tapa kool – как переводится?
Кто прав, а кто виноват в сложившейся ситуации, не может ответить даже владелец школы – волостная управа, которая считает, что ошибки совершают как одна, так и вторая сторона. Старейшина Тапаской волости Алари Кирт уверен, что суть конфликта заключается в том, что руководство школы уверено в правоте выбранного им курса и не желает договариваться с родителями. А председатель волостного собрания Урмас Роозимяги говорит, что директору на то, чтобы разобраться в ситуации, дано время до мая, а потом в ход будет пущен так называемый «план Б», о сути которого руководители самоуправления пока даже не хотят говорить.
Один в поле воин?
А началось все с того, что осенью 2009 года, после муниципальных выборов, в волости Тапа сменилась власть. Баллотировавшийся по спискам Центристской партии и позиционировавший себя как человек, стремящийся защитить последнюю русскую школу в Тапа, Максим Бученков (сам выпускник этой школы) набрал нужное количество голосов и стал депутатом.
Рассудив, что раз молодой мужчина рвется заниматься проблемами гимназии, то и флаг ему в руки, волостное собрание сделало Бученкова своим представителем в этом учебном заведении. Бученков говорит, что, разобравшись в ситуации, пришел в ужас. Кроме хозяйственных дел попечительский совет вообще ничего не интересовало. Между тем, именно теперь, когда так остро встал вопрос о языке обучения, роль попечительского совета значительно возросла. «Я начал требовать, и с этого момента вспыхнул конфликт с директором, который ратует за глубокое языковое погружение, и другими членами совета», – говорит Бученков.
Наш собеседник настаивает на том, что он никоим образом не выступает против обучения эстонскому языку. Напротив, он уверен, что язык обязателен, и нужно увеличивать количество часов его преподавания. Но не за счет других предметов. «Это нонсенс, когда дети вынуждены учить английский на эстонском. Я уже не говорю про математику или физику. Но директор упорно гнет свою линию. Думаю, что причина проста – бонусы, которые выплачивает министерство за большее, чем требуется, количество предметов, переведенных на эстонский», – говорит Бученков.
Многие родители, по его словам, боятся, что у детей и государственный язык в головах не оседает, и сам предмет оказывается невыученным. Более того, депутат обнаружил, что в школе иногда просто отменяют занятия, поскольку учителя все время находятся на курсах повышения квалификации. «Русских учителей в школе осталось мало, преподавателей приглашают из эстонской школы. Но они постоянно ездят на курсы повышения квалификации в рамках программы языкового погружения, получают должность учителя-методиста, у них растет зарплата, а ученики не получают ничего, даже положенных знаний», – объясняет свою позицию представитель волостного собрания.
О преграды можно ноги сломать
Вот тут нужно рассказать о выборах. Дело в том, что новый состав попечительского совета Тапаской русской гимназии за последние два года выбирали два раза. В первый раз Бученков добился созыва общего родительского собрания в декабре 2009 года. Тогда пришло много народу – полный зал. Присутствовала администрация школы, волостной старейшина и председатель волостного собрания.
Рассказав о ситуации в школе, Бученков предложил выбрать новый состав совета, за который проголосовала большая часть присутствующих. А через некоторое время депутат узнал, что директор аннулировал решение, поскольку оно принималось с нарушением процессуальных норм. Во-первых, пункт о выборах не был внесен в повестку дня собрания, а возник стихийно. Во-вторых, не был избран председатель собрания, не был назначен ведущий протокола и не был определен состав счетной комиссии.
Год работы попечительского совета в прежнем составе никаких результатов не принес. Бученков пытался бороться. «В чем меня только не обвиняли! И в том, что я настроен проэстонски и хочу убить русскую школу, и в том, что сам планирую занять место директора... Переходили на личности, выясняли, кто с кем состоял в любовных отношениях. Но я добился созыва нового родительского собрания, которое состоялось 16 декабря 2010 года», – рассказывает наш собеседник.
На сей раз собрание прошло по всем правилам. Беда лишь в том, что на нем присутствовало всего 17 родителей из 240. Но в уставе школы нет ни слова о том, сколько человек нужно для кворума. Таким образом, возник новый состав попечительского совета гимназии, но, как выяснится через два месяца, – нелегитимный.
В конце февраля новые члены попечительского совета узнали, что волостная управа не подозревает об их существовании. Воспользовавшись прорехой в законодательстве, директор придержал списки и не отправил их на утверждение исполнительной власти волости.
Благодаря давлению со стороны Бученкова и председателя волостного собрания Роозимяги списки оказались на столе старейшины 4 марта. Но тут возникли новые трудности: например, оказалось, что волость к тому моменту так и не приняла новый порядок утверждения попечительских советов школ, хотя Закон об основной школе и гимназии требовал сделать это к 31 декабря 2010 года.
Бученков говорит, что уже устал, но не может бросить начатое, хочет понять позицию родителей. Если их устраивает работа администрации и ситуация с языковым погружением, он готов сложить с себя полномочия. Если же родители хотят перемен, он готов продолжить борьбу.
Наблюдения со стороны
Между тем, своя позиция есть и у старейшины, и у председателя волостного собрания. Они уверяют, что, по крайней мере с осени прошлого года, когда ситуация в школе достигла точки кипения, активно занимаются проблемой. Старейшина Кирт говорит, что его основная задача - усадить директора и попечительский совет за стол переговоров. Он готов для начала выступить в качестве сдерживающей эмоции силы: «Но это взрослые люди. Они должны понимать, что бросанием камней друг в друга конфликт не решить. Поэтому нужно учиться договариваться».
Роозимяги, в недавнем прошлом бригадный генерал, описал сложившуюся ситуацию так: сейчас директор со своими сторонниками сидит в одном окопе, а Максим Бученков со своими – напротив: «Вместе это 30 человек. Но в школе 240 ребят, поэтому получается, что родители 210 детей не интересуются ничем. Мы с управой находимся в стороне, в качестве наблюдающего, стараясь остаться в правовом поле. Я считаю, что вина директора в том, что он не оказался в центре этой битвы, а тоже забрался в окоп».
По словам Роозимяги, власти уже трижды устраивали встречи с противоборствующими сторонами. Будет нужно – соберутся снова. Главное, чтобы дети получили нормальное образование.
Вспоминая о жалобе, поступившей от прежнего попечительского совета школы на Бученкова, Роозимяги заметно оживляется. «Вы знаете, как я назвал эту бумажку – „Кляуза времен Советского Союза“. Ни одного факта, одни эмоции. Я тогда три дня разбирался. Говорил и с директором, и с председателем попечительского совета. Выяснилось, что половина подписавшихся даже не знали, что там написано. Перед заседанием волостного собрания ко мне на прием пришла председатель совета, извинялась, принесла новую жалобу, но вновь перешла на эмоции и с криками выскочила из моего кабинета», – рассказывает Роозимяги.
Тем не менее жалобу рассмотрели, и депутаты приняли решение, что отзывать Бученкова нет никаких причин.
Отсчет пошел
Что касается второго родительского собрания и теперь уже законного избрания нового состава попечительского совета школы, то тут возникла новая проблема.
Старейшина Кирт признался, что новый порядок формирования совета управа действительно утвердила с трехмесячным опозданием. «К сроку, установленному новым законом, как мне известно, это смогли сделать только два самоуправления. Причина в том, что никто не понимал, как его правильно оформить в рамках нового закона. Все ждали, что государство подаст пример на основе какой-нибудь государственной школы. В середине декабря, по приказу министра, такой документ появился, и с этого момента мы взялись за написание своих. Но для этого нужно время, поэтому процесс и затянулся до марта», – объяснил Кирт.
Сейчас у властей все готово, есть список нового состава попечительского совета Тапаской русской гимназии, который можно утвердить уже в первых числах апреля... Но который, судя по всему, опять не утвердят. Руководители волости обнаружили в списке две фамилии, которых там быть не может, потому что никто таких представителей не делегировал – это так называемый представитель выпускников и представитель спонсоров.
«Не так важно, утвержден состав совета или нет. Есть родители, и мы хотим знать их мнение. Есть утвержденный законами учебный план. Все остальное – это предмет переговоров между родителями и руководством школы. И если они не смогут договориться, мы готовы вмешаться», – говорит Кирт.
Роозимяги уверяет, что для опроса родителей и решения конфликта директору школы дано время до мая: «Это „План А“. Но, к сожалению, имеется и „План Б“, прибегать к которому очень не хотелось бы».
Комментарий
Директор Тапаской русской гимназии Хенри Калласте:
В 2001 году школа приняла участие в проекте раннего языкового погружения (изучение предметов на эстонском языке в начальных классах), но не получила поддержки, поскольку у нас не было в достаточном количестве кадров и предметы не велись на эстонском языке.
Затем в 2002 году учителя эстонского языка вновь приняли участие в проекте позднего языкового погружения – с 6-го класса. С родителями было проведено много собраний, как общешкольных, так и классных. В то время все учились: администрация, учителя, родители. Тогда и появился Союз родителей учащихся классов погружения, которые до сегодняшнего дня в помощь другим родителям выпускают «Родительскую газету» и проводят для родителей летние лагеря.
Первые ученики, которые в 2003 году начали обучение по методике позднего языкового погружения, окончили 12-й класс летом 2010 года. Из 17 выпускников 2010 года продолжили обучение 14, все они сдали государственные экзамены на эстонском языке.
В 2006 и 2007 годах набирали по два первых класса, один класс начал обучение на эстонском языке, сейчас эти дети учатся в 4А и 5А классах. По программе раннего языкового погружения обучение русскому языку начинается со второго полугодия 2-го класса. Тогда выяснилось, что ребятам трудно усвоить объем материала по русскому языку за первую ступень обучения к концу 3-го класса. Мы перешли на углубленное изучение эстонского языка. Это значит, что в 1-м классе русский язык, математика и один урок музыки ведутся на русском языке, остальные предметы – на эстонском языке.
Тем учащимся, которые оканчивали 9-й класс на эстонском языке, целесообразно было продолжать обучение на том же языке. Поэтому никакой «незаконной попытки ввести эстонский язык обучения» не было. Обучение по программе позднего языкового погружения было заявлено еще в уставе школы от 2003 года, в уставе школы от 2007 года указано обучение на эстонском языке по программе раннего и позднего погружения.
Г-н Бученков, вместо того, чтобы прийти в школу, представиться, сообщить, что он избран в попечительский совет школы от волостного собрания, спросить, какие у нас проблемы и предложить составить план совместной работы, стал требовать в приказном порядке: дайте то-то, представьте то-то и т.д.
Да, действительно, в декабре 2009 года проходило общешкольное родительское собрание, на повестке дня которого было «знакомство родителей с требованиями новой программы обучения с 2011/12 учебного года». Гостями собрания были: Алари Кирт – старейшина волости, Урмас Роозимяги – председатель волостного собрания, Максим Бученков – представитель попечительского совета от волостного собрания. Целью их присутствия было провести перевыборы попечительского совета, с таким предложением выступил Максим Бученков в конце собрания. Перевыборы посчитали недействительными, т.к., во-первых, не было отчета о работе попечительского совета, а во-вторых, этого вопроса не было в повестке дня.
Старый состав попечительского совета продолжал работу, не находя общего языка с Максимом Бученковым. Поэтому совет обратился к председателю волостного собрания г-ну Роозимяги с просьбой заменить представителя от волостного собрания. Ответа не последовало. Затем обратились ко всем членам волостного собрания с просьбой о переизбрании Максима Бученкова. В ответ на членов попечительского совета и представителя ученической думы посыпались звонки с угрозами от Максима Бученкова и его брата. Очередное родительское собрание прошло 16 декабря 2010 года, родителей было мало. Избрали новый попечительский совет. Пришлось выбирать и нового представителя учеников, поскольку прежний отказался из-за угроз.
Волостная управа должна была утвердить положение о попечительских советах школ волости до 31 декабря 2010 года, поэтому я как директор ждал этого. Мы готовы к диалогу и сотрудничеству. Все делалось и делается для будущего наших учеников, которые остаются учиться, жить и работать в Эстонии. Им в первую очередь нужен эстонский язык.