Переданный на утверждение президенту России Дмитрию Медведеву проект Рабочей группы по исторической памяти президентского Совета по правам человека, призывающий к всесторонней "десталинизации" современной России, гарантирует в случае его утверждения глубочайший кризис и раскол в российском обществе и русской зарубежной общине, который не принесет России и русскому народу никакой пользы.
Юрий Мишин: "Десталинизация" отторгнет соотечественников от Кремля
Об этом ИА REGNUM сегодня, 11 апреля, сообщил председатель эстонского республиканского Союза граждан России Юрий Мишин, отметив, что еще не ушло то поколение, которое реально жило и таило в себе обиду на совершенную против них несправделивость.
"Были репрессии, были преследования, был запрет на инакомыслие, и обиды, которые остаются и не позволяют объективно оценить, что произошло", - утверждает он. Мишин считает, что на "наследие СССР" надо смотреть по-крупному и в целом, по окончательным итогам сделанного, так, как оценивают сейчас период Ивана Грозного, Петра Первого.
Мишин заявил ИА REGNUM, что "Сталин обещал сделать Россию индустриальной и культурной - это было сделано. Обещал победить фашизм - народ вместе с ним победил". По мнению Мишина, с точки зрения развития сегодняшней демократии нельзя судить прошлый период по современным законам - жизнь и обыденные вещи тогда и сейчас сильно отличаются.
"Неужели в России кроме этих вопросов заняться нечем?" - спрашивает Мишин. Он считает несправедливым по отношению к ныне живущим россиянам решение "забрать у них ресурсы, силы и потратить их на вопрос, который спустя какое-то время опять может трактоваться по-другому". Он считает, что предложения Рабочей группой Совета по исторической памяти подготовлены "торопливо, без всестороннего изучения позиции огромного количества людей". Он также считает, что нельзя заниматься историей "с политической позиции", а предлагает предоставить это научному сообществу и историкам.
При этом Мишин подчеркнул, что говорит это как человек, у которого со стороны матери и отца были репрессированы советской властью родственники. Так, младший брат матери, 17-летний парень в 1937 году перешел эстоно-советскую границу - он хотел учиться, однако начальник погранохраны выдал его за немецкого шпиона. В 1956 году он был реабилитирован. Дедушка Мишина по отцовской линии из Нижнего Новгорода был по доносу в 1938 году арестован и погиб в Архангельском ГУЛАГЕ в 1942 году. Однако, как подчеркивает Мишин, ни у его отца, ни у его матери никогда не было заявлений, что "все в СССР было плохо".
Говоря о влиянии данного проекта "десталинизации" на ситуацию с положением российских граждан в Эстонии и ветеранов-антифашистов, Мишин сообщил, что это станет еще одним доказательством того, что современная Россия не уделяет должного внимания своим зарубежным соотечественникам и не остается последовательной в их защите. Он прогнозирует, что реализация плана по "десталинизации", с одной стороны, отторгнет от российской власти значительную часть русской зарубежной общины (сегодня 80% русской общины Эстонии голосуют за нынешнюю кремлевскую власть - подчеркнул Мишин), с другой стороны, еще больше развяжет руки местным национальным правительствам для сведения счетов с русской общиной и своими соотечественниками, поддерживающими русских.
Мишин также указал на вопиющую, по его мнению, несправедливость, когда ветераны-антифашисты разделены Россией по гражданству: так, ветераны Великой Отечественной войны с российским паспортом получают многочисленные пособия и подарки, в то время как ветераны Великой Отечественной войны с эстонским паспортом (в основном, эстонцы по национальности) этого лишены. "А ведь они сидели в одних окопах, это - ветераны Эстонского гвардейского Стрелкового корпуса, освобождавшие Прибалтику от фашизма", отметил Мишин.