Акция «Георгиевская лента» - это проявление чувств со стороны части населения республики, направленная на то, чтобы привлечь внимание людей к проблеме исторической памяти, ценностным и нравственным ориентирам общества. Почему она называется «георгиевской лентой» и что хотят выразить участники акции?
Григорян - Лотману: не рой другому яму, сам в нее попадешь!
В Российской империи, куда входила Эстония до провозглашения независимости, не было более чтимой награды для офицера, чем белый крест ордена Святого Георгия. Полное название ордена - Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Идея создания этой награды принадлежит Петру I, но учреждена она императрицей Екатериной II в 1769 году. Поскольку Св. Георгий — христианский святой, то для иноверцев, в ходе Кавказской войны, в 1844 году императором Николаем I был утверждён другой вариант ордена, в котором вместо Св. Георгия был изображён герб России - двуглавый орёл. Кроме этого, многие офицеры награждались Георгиевским золотым оружием - шпагой, кортиком и саблей, который носили с Георгиевской лентой. Они также причислялись к кавалерам ордена.
Орден подразделялся на четыре степени, причем награждение производилось последовательно с четвертой до первой степени ордена. Девиз ордена - «За службу и храбрость».
Двухцветная Георгиевская лента прикреплялась к Георгиевскому кресту, к Георгиевской медали и оружию. Георгиевские ленты на бескозырке носили также матросы гвардейского экипажа корабля, награждённого Георгиевским флагом. Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый являются в России символом военной доблести воина на поле боя и славы. Принято считать, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый - цвет пламени, черный - цвет пушечного и ружейного порохового дыма.
В статье Мати Крёёнстрёма (Mati Kröönström "Eesti ohvitserid - Georgi ordeni kavalerid") показано, что еще до образования Эстонской Республики, Георгиевскими кавалерами стали 80 эстонцев, в том числе: Эдуард Линтроп, Пеэтер Коррол, Константин Мартсон, Йохан Лайдонер, Юхан Тырванд, Александер Парв, Альфред Рейман, Густав Пильберг, Эдуард Лоотсман, Карл Талло, Аугуст-Фридрих Мастберг, Александр Сильберг, Яан Яйик, Георг Зиммерманн, Антон Ирв, Йоханнес-Эдуард Прей, Эвалд Росин, Эдуард Рюютель, Рауль Кярм, Ричард Луйк, Адольф Мартин, Эдуард-Альфред Куббо, Густав Пильберг и многие другие.
Получить Георгиевский крест было, как правило, весьма непросто. Не случайно среди солдат и унтер-офицеров заслуживших эту награду 27 эстонцев стали участниками Освободительной войны, в том числе: Йохан Лайдонер, Пеэтер Раудсепп, Яак Розенбаум, Аугуст Килк, Эдуард-Альфред Куббо, Хуго-Йоханнес Мёлдре, Карл Талло, Пауль- Вольдемар Тенно и другие. В 1927 году из числа руководящего состава вооруженных сил Эстонии два генерала из семи были георгиевскими кавалерами, а из 31 полковника 11 человек имели георгиевские награды. Георгиевским крестом был награжден и маршал Финляндии Маннергейм.
Общественная акция под названием «Георгиевская ленточка» связывается с данью памяти советским воинам, участвовавшим во Второй мировой войне, однако, в ней есть одна нестыковка. В советское время, орден Святого Георгия (Георгиевский Крест), был упразднен, а «георгиевская лента» с 1943 года стала именоваться «гвардейской лентой». Ее цвета стали использовать при оформлении колодки Ордена Славы трёх степеней и медалей «За победу над Германией» и «За взятие Берлина».
В годы войны Георгиевские награды вручались и тем, кто сражался против Советской Армии в рядах «Русского Освободительного Движения» в составе войск Вермахта. В числе награжденных были: генералы - Н.И. Голощапов, Б.В. Гонтарев, Т.И. Доманов, В.Э. Зборовский, Г. М. Семенов, В. И. Старицкий, А. Н. Черепов, полковники - Н.В. Галушкин, Н.Л. Кулаков, К. Г. Кромиади, Н. И. Любомиров, А. Г. Невзоров, А. М. Нестеренко, Н. М. Якубовский, майоры: А. П. Альбов, С.К. Шебалин и другие. После окончания войны многие из них остались жить в США, в Западной Германии, в Англии, в Аргентине, в Бразилии, в Австралии и т. д. Те же, кто попал в советский плен, были либо расстреляны, либо повешены.
Таким образом, цвета Георгиевской ленты использовали в своих интересах обе стороны, но в противоположных целях. Таким образом, Георгиевская лента никак не может иметь «антиэстонского подтекста», как считает бывший депутат Рийгикогу Михаил Лотман.
8-й Эстонский стрелковый корпус Советской Армии, которым командовал генерал Л. Пярн, в 1945 году за заслуги получил звание гвардейского. Орденами и медалями за отвагу на полях сражений награждены было 20 042 воина корпуса. Многие из них имели ордена и медали, обрамленные цветами георгиевской ленты.
Акция с георгиевскими лентами получила широкую поддержку среди общественности в Эстонии по ряду причин. В результате двадцатилетней тотальной «зачистки истории» Эстонии день победы над гитлеровским фашизмом не только не отмечался, а, наоборот, подвергался только критике, гитлеровская армия в одночасье превратилась в сонм ангелов-хранителей и освободителей. Историки взахлеб соревновались, чтобы «доказать», что Германия и СССР вовсе не были врагами, что победа над фашизмом – это сказка, что советский воин – не освободитель, а оккупант и насильник.
В таких условиях «Георгиевская ленточка» стала символом выражения протеста против подобной политики властей, а не против эстонского народа, который во время Великой Отечественной войны дал Красной Армии около 70 тыс. воинов.
После событий бронзовой ночи эта акция стала для людей чуть ли не единственной возможностью показать, что они помнят и гордятся своими отцами и дедами, а также всеми теми, кто боролся с фашизмом и отстоял право на жизнь. Ангажированным историкам и политикам трудно понять, почему для большинства людей, независимо от их этнической принадлежности, День Победы - это праздник.
Праздник, потому что в этой войне наши предки отстояли свою свободу от расового и этнического порабощения. Чем не прекрасный повод для проявления радости и уважения к тем, кто не пожалел для этого своей жизни? Кстати, отец Михаила Лотмана – Юрий Михайлович Лотман также был советским воином – участником Великой Отечественной войны. Следовательно, эта акция имеет непосредственное отношение и к нему, так как люди чтят память и его отца, который внес свой вклад в победу над фашизмом, защищая идеалы свободы. Кстати, по признанию самого Михаила Лотмана, Юрий Михайлович Лотман был кантианцем, которые считали свободу смыслом существования.
Победа над фашизмом наполнила жизнь смыслом существования, дала толчок к ее развитию. Люди были счастливы тем, что прекратилось массовое истребление народов, были освобождены узники тюрем и концлагерей, была уничтожена нацистская диктатура с ее теорией расизма и антисемитизма, стремящейся к господству над миром ценой геноцида других наций.
У нас в последнее время пытаются любому протесту или несогласию с политикой правительства придать антиэстонский характер и навесить ярлык «врага нации», как это делалось в годы сталинизма. Концепция «враг народа» всегда активируется политиками во время кризисов, чтобы запугать и держать в узде инакомыслящих, чтобы исключить любую возможность протеста. Это создает благоприятную почву для перехода к политическим репрессиям. Все те, кто поддерживает эту концепцию и тиражирует ее, должны помнить: кто покушается на чужую свободу, сам оказывается несвободным. Вот уж верно сказано: не рой другому яму, сам в нее попадешь!