Потеряно ли «потерянное» поколение?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Так выглядит конференция «в режиме обеда».
Так выглядит конференция «в режиме обеда». Фото: Станислав Мошков

«Если молодой человек знает, кем хочет быть, это счастливый молодой человек». Эту крылатую фразу произнес председатель социальной комиссии Рийгикогу Маргус Цахкна на открытии одного из мероприятий, связанных с образованием и трудоустройством молодежи.

В апреле в Таллинне было не протолкнуться от конференций, дискуссий, подведений итогов конкурсов и прочих мероприятий, на которых обсуждались различные аспекты получения профессиональной квалификации и молодежной занятости. Или, наоборот, незанятости, поскольку безработица среди молодежи просто вопиющая. Посещение нескольких таких мероприятий вызвало чувство безысходности: собираются взрослые солидные люди, говорят правильные вещи, но что изменится после этих разговоров и изменится ли вообще, они не знают.

Молодежь и рынок труда

В дискуссии о молодежной безработице, организованной Центром политических исследований Praxis, приняли участие члены Рийгикогу, чиновники Министерства образования и науки, ученые и специалисты по работе с молодежью.

Лаура Кирсс, аналитик Центра политических исследований Praxis, особа умная и на язык острая, поделилась с присутствующими своими соображениями: «Сейчас дети взрослеют раньше, но, несмотря на это, наблюдается их потребительское отношение к образованию. Молодежью движет желание получить хорошую работу, но только для того, чтобы иметь возможность тратить деньги».

В зале работали на ноутбуках, слали СМС-ки, флиртовали. Вроде бы все были при деле: взрослые на трибуне поучали, молодежь на местах жила своей жизнью. И когда Урве Метс, руководитель АS BCS Koolitus, в своем докладе заострила внимание слушателей на том, что знание русского языка сейчас необходимо, по крайней мере, чтобы попасть на работу к ним, в престижную Baltic Computer Systems, публика оживилась и удивленно зашумела. «Хочу дать еще один практический совет, – сказала молодежи Урве Метс, – не запрашивайте сразу высокую зарплату. Завышенные притязания могут произвести неблагоприятное впечатление на работодателей».

Цифры, факты, диаграммы

На конференции был обнародован и результат работы аналитиков и ученых – сборник Noorteseire aastaraamat 2010 («Наблюдения за молодежью 2010»). Красивая книга, напечатанная на толстой бумаге, с многочисленными цветными диаграммами и графиками, издана на века. Работа проделана колоссальная, денег потрачено немереное количество, аналитики и ученые, составившие сборник, опросили четверть выпускников вузов 2009 года, задав им огромное количество важных вопросов, и представили присутствующим небезынтересные выкладки.

Так, 27% выпускников вузов работу предложили лично, 14% уже работали на занимаемой должности во время учебы, 12% выпускников нашли работу с помощью специализированных интернет-порталов, 11% вышли на контакт с работодателем сами. Но только 1% молодых людей нашел работу с помощью Кассы страхования от безработицы и столько же устроилось в те фирмы, куда посылали свое CV.

Эти цифры говорят либо о том, что треть выпускников настолько хороши, что работодатели мечтали заполучить именно их, и тогда это совсем неплохой результат, либо о том, что все эти 27% получили приглашение от фирм своих родителей или других родственников, в которых они в любом случае должны были работать, получив диплом, и тогда объективная картина явно смазана.

Другие цифры, приведенные аналитиками, в очередной раз вызывают вопросы по поводу правильности выбора профессии и востребованности некоторых специальностей на рынке труда. Например, из выпускников Таллиннской высшей школы здравоохранения 2009 года целых 82% работают по специальности. Это и понятно: квалифицированная медсестра – дефицитная профессия не только в Эстонии, но и во всем мире. Из закончивших в том же году престижный IT-колледж, развивают компьютерные технологии только 60%, а выпускники Университета естественных наук не очень-то нужны родной экономике: в буквальном смысле трудятся на ниве только 42% дипломированных агрономов и зооинженеров.

Не достучаться!

Но сделают ли вывод из услышанного те, от кого в какой-то мере зависит увеличение рабочих мест, неизвестно. Вице-канцлер Министерства образования и науки Мадис Лепайые, присутствовавший на конференции, в большей степени выполнял роль свадебного генерала, а молодые парламентарии Андрей Коробейник и Евгений Осиновский скорее демонстрировали знание эстонского языка, чем рвение перевернуть свод законов на благо молодежи, к коей они сами, между прочим, тоже относятся.

Зато Марис Мяльцер, председатель Союза студенческих самоуправлений Эстонии, – страстный и уже закаленный боец. Кроме дискуссии, о которой идет речь, она участвовала и в проходившей в эти же дни конференции «Перестанет ли существовать население Эстонии?». «Приходится признать, что на уровне правительства до этого момента никто всерьез не занимался проблемой доступности высшего образования», – заявила она.

Крайне серьезна, по ее мнению, проблема безработицы среди молодежи, а для решения этого вопроса у государства отсутствует конкретный план. «В самом начале своей трудовой деятельности велика вероятность попасть в число так называемых „отчаявшихся“. В Европе пять миллионов молодых безработных, о которых говорят как о потерянном поколении, и многие государства прилагают все усилия для решения этой проблемы. В Эстонии же некоторые лидеры общественного мнения считают безработицу среди молодежи псевдопроблемой», – добавила Мяльцер. Как правильно заметила Марис, наша молодежь уезжает из Эстонии не только в поисках работы, но и сбегая из общества, где вся система ценностей основана только на выгоде, где пока нет места толерантности, плюрализму мнений и просто хорошей жизни...

Конференция за обеденным столом

Если на этих конференциях присутствовали, кроме практиков и теоретиков, и участники учебно-трудоустраивающего процесса, то есть наша молодежь, то на другом грандиозном событии, о котором очень хочется рассказать, молодые люди присутствовали в количестве... двух человек.

Представьте себе огромный пустой цех завода Elcoteq с сервированными столами, около которых застыли вышколенные официанты. Это – интерьер шестой по счету конференции работников высшей школы, которая проводилась, как было сказано в приглашении, «в формате обеда». Называлась она интригующе: «Kutsekvalifikatsioon: pomm või komm». Но что считать бомбой, а что – конфеткой, дело страшно субъективное.

Меню, оно же распорядок конференции, напечатанное на красивой, полупрозрачной, стилизованной под пергамент бумаге, перевязанное золоченой ленточкой и лежащее подле каждой тарелки, гласило, что на закуску подадут филе копченого лосося и припущенное на пару филе морского окуня со свежим зеленым салатом, сладким чесночным муссом и соусом из лесных грибов и петрушки. Это для начала.

А что касается несъедобной части мероприятия, то раз она была несъедобна, то конфеткой ее назвать уже трудно. И бомбой назвать саморекламу учебных заведений, дающих прикладное высшее образование, тоже перо не поднимается.

Гастрономия или образование?

Олав Аарна, руководитель фонда Kutsekoda, расставил все точки над «i», рассказав, что получение профессиональной квалификации – это, безусловно, приятная и нужная вещь. По закону, принятому еще в 2008 году, но в этом году уточненному и обновленному, квалификационное свидетельство специалисту (после экзаменов, разумеется) могут выдать профессиональные союзы (не путать с профсоюзами). Например, Союз инженеров, Союз производителей мебели, Союз гончаров и так далее. Теперь это право имеют и учебные заведения, чья программа получила соответствующую аккредитацию.

Поэтому выпускники прикладных вузов вместе с дипломом получат и международный сертификат, подтверждающий их профессиональную квалификацию. С ним выпускник станет конкурентоспособным и на европейском рынке труда.

Шесть минут и сорок секунд было предоставлено каждому из четырнадцати участвовавших прикладных вузов – от Морской академии до Педагогической семинарии. Все они использовали свое время, чтобы показать, как ими воплощается в жизнь закон о профессиональной квалификации.

Кроме сообщений о достижениях, слух обедающих услаждали пением и игрой на гитаре девушка и юноша, которые и были теми двумя представителями молодежи, о которых упоминалось выше.

Вскоре после нашего ухода с этой, мягко говоря, конференции, в самом деле больше похожей на шикарный, но банальный банкет, в зале должны были разносить горячее, одно описание которого, в любой другой стране могло бы подвигнуть безработную молодежь на штурм твердынь власти. Не подумайте, что это текут слюнки зависти, я, напротив, не падка на кулинарные изыски, но карамелизированное внутреннее свиное филе с картофелем, сдобренным грушей и каперсами, с лимонным соусом и свежими травами с маслом из рукколы...

Им не страшна безработица

Пока на Elcoteq обедали, в Swedbank’е награждали победителей конкурса ученических предприятий. Да-да, во многих школах уже по несколько лет успешно работают самые настоящие фирмы под руководством самых настоящих директоров, имеющие свою бухгалтерию и годовые финансовые отчеты. Учащиеся не просто играют в бизнес. Они серьезно занимаются производством, маркетингом и прочими необходимыми для преуспевания вещами. Главное, что эти старшеклассники точно не пропадут во взрослом мире: у них уже есть отличный опыт! Только обладая юношеской непосредственностью можно придумать, как небанально использовать колеса от картинга, обрезки трикотажа и сукна, перегоревшие электрические лампочки. И не просто придумать, а сделать продукт и продать!

В этом году победили именно «производственники». SOCKme из 21-й школы Таллинна, работники которой изготавливают «носки» для мобильных телефонов из обрезков трикотажа, ткани, настоящих носков и пряжи. Они даже имеют большие заказы от солидных корпораций. Поэтому первое место и главный приз они получили за востребованную рынком продукцию и сотрудничество с крупными предприятиями.

Представитель фирмы Кристьян Кангро после вручения приза высказался кратко, но емко: «Мы осмелились помечтать и воплотили свои мечты в жизнь». Победители в качестве приза получили от Swedbank поездку в Швецию на ярмарку ученических фирм. В августе они также будут представлять Эстонию на международном конкурсе в Осло.

На втором месте – Rehvilahendused из Таллиннской немецкой гимназии с их забавными светильниками и часами из использованных картинговых покрышек и светодиодов. Фирма Kuuvalgus из Пылваской средней школы, изготавливающая масляные светильники из перегоревших электрических лампочек, заняла почетное третье место. Специальные призы были вручены: за социальную направленность организаторам праздников Time out for happiness из гимназии Тойла, а за абсолютно оправданную амбициозность – учащимся из пярнуских Общей и Юлийыэ гимназий. Гимназисты придумали, как предупредить потребителя и не допустить покупки, а значит, и употребления в пищу продуктов с вредными E-добавками.

Дипломатия против вредных добавок

Андраш Чичкан в этом году заканчивает пярнускую Общую гимназию. Как-то, решив выпить фруктового йогурта, он обратил внимание на надпись на пачке и буквально застыл с открытым ртом: в любимом йогурте был целый список тех самых «ешек», которых полно сейчас практически в каждом продукте. Проштудировав всю доступную информацию о Е-добавках, Андраш решил, что нужно дать знать об этом максимально широкому кругу людей.

Так, в сотрудничестве с Энном Мяэоргом из гимназии Юлийыэ молодой человек создал ученическую фирму, в которой они и изготовили свою «памятку». Ламинированную карточку размером с банковскую удобно носить в кошельке и, вынув в магазине, сверить по списку, какие Е-добавки допустимы в продукте, а какие нельзя употреблять категорически.

Фонд развития Эстонии присудил ребятам приз за амбициозность, суть которого заключается в дальнейшей поддержке их амбиций. У этой ученической фирмы, а она так и называется – E-ained, есть еще один приятный приз под названием «Любимец Swedbank’a». После окончания гимназии Андраш Чичкан собирается учиться на юридическом факультете Тартуского университета, но кем хочет стать в жизни, еще не знает. «Возможно, дипломатом», – говорит юноша.

Поэтому, исходя из приведенного выше определения Маргуса Цахкна, Андраша нельзя назвать счастливым человеком. Но позволим себе с этим не согласиться: он, да и все молодые люди, принявшие участие в конкурсе ученических фирм, точно не останутся без работы, потому что они уже научились придумывать и воплощать в жизнь свои, пусть пока не приносящие миллионных прибылей идеи. Но это только пока.

Ключевые слова

Наверх