Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Сиди и не высовывайся

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
А вы говорите, обэстонивание. Оказывается, до 18 лет налегать на государственный не стоит.
А вы говорите, обэстонивание. Оказывается, до 18 лет налегать на государственный не стоит. Фото: Scanpix/Postimees

Желание подростков, не достигших 18-летнего возраста, выучить эстонский язык лучше, чем это возможно в школе, государством не поощряется.

К такому парадоксальному выводу мы были вынуждены прийти, получив комментарий Министерства образования и науки. Напомним, в номере за 6 мая «ДД» рассказал историю таллиннской девочки, которая вместе с мамой ходила на частные курсы эстонского языка, закончила их и успешно сдала трудный и взрослый экзамен. После победы в Центре экзаменов и квалификации, имея на руках бумажку, о которой некоторые совершеннолетние могут только мечтать, школьница подала документы в центр «Meie inimesed», который возвращает потраченные на курсы деньги. И только тогда выяснилось, что, в отличие от родительницы, ребенку деньги не полагаются.

Нашей читательнице объяснили, что с 1 января изменился порядок выплаты компенсаций. Девушка ходила на курсы в прошлом году, тогда ей не было 18 лет, правда, не было и никаких ограничений. На экзамен же она попала, уже отпраздновав совершеннолетие, а заодно и Новый год, с приходом которого государство поменяло правила. Теперь из желающих получить обратно свои деньги на курсы могут ходить только совершеннолетние, тем же, кому на момент обучения 18 лет еще не было, денег не полагается.

Во всем виновата Европа

Отвечая на вопросы «ДД» о справедливости введения таких ограничений, советник Министерства образования и науки Ассо Ладва пояснил, что консультировался по данному вопросу и с сотрудниками Языкового отдела, и с юристами. «Расходы на посещение языковых курсов компенсируются из средств Европейских фондов развития, и предыдущая, связанная с ними программа, завершилась в 2010 году. Причина, почему по условиям новой программы расходы на языковые курсы не компенсируются молодым людям моложе 18 лет, заключается в стремлении избежать двойного финансирования», – объяснил Ладва.

По его словам, большая часть молодых людей учится в гимназиях или профессиональных училищах и у них обязательно есть уроки эстонского языка. «И именно по той причине, что в большей степени речь идет об иностранных средствах, мы не можем делать исключения. Европейские фонды очень пунктуально следят за выполнением условий», – добавил чиновник.
Видимо, европейцы не знают, что до сих пор выпускник основной школы мог сдать эстонский только на начальный уровень, а гимназист – на средний. И это при том, что получить высшее образование на русском можно только в частных вузах, а многие государственные уже на стадии поступления требуют предъявить документ о знании эстонского на уровень С1 – высшую категорию.

Наказание за стремление

Ладва напомнил, что об изменениях правил было сообщено еще в июле прошлого года и это достаточный срок, чтобы информация дошла до всех. «Молодых людей о предстоящих переменах могли бы проинформировать языковые школы, в которых они учились, или тот, кто регистрировал подростка на экзамен в Экзаменационном центре. Но только из соображений человеколюбия, поскольку проводить разъяснительную работу они не обязаны», – сказал представитель министерства.

На самом деле, поскольку речь не идет о законе Эстонской Республики, заставить чиновников следовать принципу правового государства – закон обратной силы не имеет – не может никто. Это своего рода жест доброй воли, стремление, которое, по идее, из того же бывшего министра образования Тыниса Лукаса, бившегося за эстонский язык, но подписавшего соответствующий указ об изменении правил, должно неудержимо выплескиваться. В конце концов, если подросток хочет знать государственный язык, самостоятельно отправился на дополнительные курсы и успешно сдал экзамен, его можно было бы и поощрить. У нас же получилось своеобразное наказание. Дескать, тебя учат в школе, вот и сиди, не высовывайся. Странный подход, не правда ли?

Комментарии
Наверх