Родительская зарплата создает предпосылки для сохранения разницы в зарплатах

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мать с ребенком. Фото иллюстративное
Мать с ребенком. Фото иллюстративное Фото: PantherMedia/Scanpix

Одна из причин устойчивой разницы зарплат мужчин и женщин в Эстонии кроется в чрезвычайно щедрой системе родительских компенсаций, выяснилось после беседы со специалистами.

И хотя в последние годы разница в зарплатах мелкими шагами сокращалась, из последних данных выясняется, что мужчины получают в среднем на 20,9 процента большие зарплаты. Простого ответа на вопрос, как сделать, чтобы в Эстонии, где разница в зарплатах является одной из самых больших в Европе, женщинам и мужчинам платили бы за выполнение одной и той же работы одинаковую зарплату, нет. Решение той же проблемы ищут и другие страны.

Например, с 1 января в Исландии вступил в силу закон, согласно которому фирмы и правительственные учреждения, в которых работают более 25 человек, не могут платить мужчинам на определенных должностях зарплаты больше, чем получат женщины, занимающие аналогичные посты. Также в Германии, где разница в зарплатах тоже является одной из самых больших в Европе, – 22 процента - начиная с этого года все фирмы должны открыто говорить о разнице в зарплатах мужчин и женщин. Закон касается всех организаций, где официально оформлено более 200 человек. В среднем разница в зарплатах представителей разных полов в Европе составляет 16 процентов.

Конечно, разница в зарплатах не является заговором мужчин против женщин, а обусловлена широко распространенными стереотипами. Начиная с того, что к мужчине все еще относятся как к добытчику, и заканчивая тем, что хорошо воспитанные и скромные женщины сами просят более маленькие зарплаты. Например, эстонский портал вакансий Talentes в декабре сообщил, что присоединившиеся к нему женщины, работающие специалистами и руководителями, считают мотивирующей зарплату на 27 процентов ниже, чем занимающие такие же должности мужчины.

Важную роль в сохранении разницы в зарплатах играет и родительская компенсация, благодаря которой женщины на более длительный срок остаются дома. Уполномоченная по равным возможностям Лийза Пакоста отметила, что разница в зарплатах прежде всего касается матерей: «Чем больше детей, тем больше разница». По ее оценке, в борьбе с разницей в зарплатах помогла бы как большая доступность мест в детских садах, так и более крепкая система ухода за пожилыми. Также помощь будет от более гибкой и предназначенной и для отцов родительской компенсации.

Как и Пакоста, на родительскую компенсацию как на одну из причин возникновения разницы в зарплатах указал и руководитель по связям с общественностью Центрального союза работодателей Андрес Каск: «Если государство узаконило в качестве приоритета повышение рождаемости – и тут ситуацию могут улучшить только женщины – и щедро и долго платит за нахождение в материнском отпуске, то оборотной стороной медали неминуемо станет то, что женщина долго находится вне рынка труда, что в свою очередь влияет на ее зарплату при возвращении на работу. Разница в зарплатах – это цена материнской зарплаты».

О той же проблеме на прошлой неделе в рубрике «Мнение» издания Postimees писал и мужской врач Маргус Пунаб, который как работодатель неоднократно видел, как сложно долго время неразвивавшимся молодым матерям возвращаться на рабочее место и как трудно работодателям брать их обратно. «Неизбежным последствием становится серьезный риск скатиться вниз по карьерной лестнице, а не подняться выше. В этом, конечно, кроется и причина, по которой разница в зарплатах, о которой так много говорят, сохраняется»,- отметил Пунаб.

И по заверению руководителя по вопросам семейной политики отдела детей и семей Министерства социальных дел Пирьо Турк, снижению разницы в зарплатах помогло бы сокращение времени, которое женщина проводит дома. Так в ближайшее время правительство планирует выйти с предложениями об усилении надзора за равными зарплатами, а также в планах сделать принципы оплаты нахождения дома и частичной занятости еще более гибкими. «Чем сбалансированнее распределение отпуска по уходу за ребенком между родителями, тем в итоге короче время нахождения конкретного родителя вне рынка труда. Так будет сохраняться связь родителя с работой и возможность сохранить свою квалификацию в быстро развивающейся сфере деятельности», - объяснила Турк.

И хотя львиную долю получателей родительской компенсации по-прежнему составляют женщины, но и количество мужчин, которые на какое-то время остаются с ребенком дома, все же заметно увеличилось. Если в январе 2005 года, то есть после введения родительской компенсации, ее получал 10 931 человек и лишь 119 (около одного процента) из них были мужчинами, то в январе этого года компенсацию получали уже 18 000 человек, 1371 из которых – мужчины, то есть 7,6 процента.

С учетом свежих примеров Исландии и Германии, возникает вопрос: может ли Эстонии еще как-то повлиять на зарплатную политику частных предприятий, чтобы снизить разницу в зарплатах мужчин и женщин? По оценке руководителя молочного комбината Farmi Катри Кываск, нужно всячески приветствовать уже то, что вокруг темы разницы в зарплатах началась широкая общественная дискуссия. «Конечно, начавшаяся дискуссия стала своего рода звонком, и как работодатели, так и работники стали более осведомленными, чем это было еще несколько лет назад, - сказала Кываск. – Теперь важно, чтобы тема оставалась на слуху, и все меньше воникало туманных разговоров о том, что за одну работу по тем или иным причинам, исходя из половой принадлежности, нужно платить разные зарплаты».

Кываск добавила, что поскольку разница в зарплатах – это комплексная проблема, неправильно решать ее одними лишь государственными регуляциями. «Также важно, чтобы изменилось представление общества и распространилось понимание, что речь идет не о псевдопроблеме. Также хотелось бы призвать женщин быть смелее и предприимчивее во время переговоров о своей зарплате, - говорит женщина-руководитель. – Надеюсь, что и работодатели, на предприятиях которых сейчас есть большая разница в зарплатах, поняли, что каждого работника нужно оценивать по его вкладу, способностям и знаниям».

Такого же мнения придерживается Андрес Каск, по заверению которого, опираясь на опыт других стран, можно сказать, что административное регулирование разницы в зарплатах особого результата реально не даст: «В случае каждой проблемы нужно заниматься причинами, а не последствиями. Мы не знаем работодателей, которые платили бы женщинам меньшие зарплаты только потому, что они являются женщинами. Если разница в зарплатах есть, то она возникает потому, что женщины выполняют работу, за которую на рынке труда просто меньше платят».

Оценивая разницу в зарплатах, руководитель по персоналу Rimi Кайре Теро сказала, что мужчины в любом случае смело просят более высокую оплату и тут чаще всего сложно оценить, просят ли они большую зарплату за большую компетентность и опыт, или дело лишь в смелости.

По словам Теро, в нынешней сложной ситуации на рынке труда размер платы за труд чаще диктует соискатель работы и в этом вопросе ожидания мужчин и женщин могут явно различаться. Она добавила, что в то же время нельзя это связывать только с половой принадлежностью кандидата, и если нет прямой сравнительной базы по одинаковым должностям и работам, то нет и неравного обращения.

Каск отметила, что по статистике в Эстонии многие женщины получают меньшие, чем у мужчин, зарплаты, но если не придавать значения цифрам, то они цифрами и остаются: «Больше всего на возникновение разницы в зарплатах влияют сделанные в стране политические выборы и разница в образовании мужчин и женщин. Образовательный выбор женщин чаще всего приводит их на малооплачиваемые должности, а рынок труда и зарплата это лишь фиксируют».

Самая свежая статистика о разнице в зарплатах у представителей разных полов датируется  2016 годом. Данные по прошлому году Департамент статистики опубликует в конце апреля.

КОММЕНТАРИИ

Разница в зарплатах, прежде всего, касается матерей

Лийза-Ли Пакоста, уполномоченный по равным возможностям

Лийза Пакоста
Лийза Пакоста Фото: Arvo Meeks/Valgamaalane

Чем больше детей, тем больше разница. Против разницы в зарплатах женщин помогло бы снижение нагрузки по опеке: места в детских садах должны быть доступны в той мере, насколько это предусмотрено законом, то есть на следующий день после того, как ребенку исполнится полтора года, у него должно быть место в детском саду. Помогла бы и более гибкая и предназначенная и для отцов родительская компенсация. Хорошие результаты приносит обучение женщин вести переговоры о зарплатах. Быстрее всего могло бы помочь постановление правительства, которое должно было появиться еще в 2004 году, но которого нет до сих пор. Скоро будет 14 лет, но до сих пор нет сбора данных о работодателях, на основании которых каждый мог бы сам проанализировать, справедливы ли зарплаты женщин. Без этого нельзя говорить, мол, давайте будем брать пример с Исландии-Германии.

Министерство финансов отвечает за то, чтобы в общественном секторе не было разницы зарплат у представителей разных полов. В действительности она настолько же велика, как и в частном секторе. И инструкция о распределении зарплат того же министерства, не только не замалчивает разницу в зарплатах у представителей разных полов, а вменяет работодателю в обязанность обесценивать рабочее место родителя ребенка. Также нет пожеланий министра труда и здравоохранения, которые по закону должны быть выставлены на интернет-странице. По закону, уполномоченный – это то государственное учреждение в Эстонии, которое должно отслеживать разницу в зарплатах как в общественном, так и в частном секторе, анализировать, консультировать и помогать. Но наши силы по сравнению с прошлым годом сократили наполовину – надеюсь, что в будущем году ситуация улучшится.

Согласно международной правовой практике, больше всего в ситуации может помочь решение причин. Например, в Швеции уже с 1980 года запрещено платить меньше по половому признаку, у Эстонии, как у правового государства, есть право сделать то же самое.

Мужчины и женщины должны больше разделять между собой отпуск по уходу за ребенком

Руководитель по вопросам семейной политики отдела ребенка и семьи Министерства социальных дел Прийо Турк

В декабре прошлого года был принят первый этап изменения системы родительского отпуска и компенсации, согласно которому отцовский отпуск увеличился до 30 дней, выплату родительской компенсации одновременно с подработкой сделали гибче, а также дали возможность  остановить получение компенсации и восстановить ее в течение трех лет. Далее в планах изменить отпуск по беременности и родам, отпуск усыновителя и детский отпуск, а также принципы их оплаты, и позволить родителям еще гибче координировать работу с частичной занятостью и отдыхом.

Более короткие перерывы в получении дохода женщинами поможет снижению разницы в зарплатах. Это в свою очередь снизит неравенство во всех других пособиях и компенсациях, которые зависят от доходов. Чем более сбалансировано разделение отпуска по уходу за ребенком между родителями, тем короче, в итоге, нахождение вне рынка труда конкретного родителя.

Согласно исследованиям, ожидания зарплат у женщин меньше прежде всего у тех, кто находится в детородном возрасте, а это показывает, что часто матери чувствуют себя на рынке труда неуверенно. По данным Департамента статистики, у женщин в возрасте 20-24 лет ожидания от зарплат были несколько выше, чем у мужчин, но по достижении возраста создания семьи (25-29) ожидания мужчин вырастает значительно, а у женщин нет. Если бы нагрузка по опеке была более сбалансировано распределена между мужчинами и женщинами, а то, что отец на какой-то период остается с ребенком дома стало бы нормой, указанные выше риски уменьшились бы, а неуверенность женщины и ее позиции на рынке труда улучшились бы. С позиции сохранения профессиональной компетентности и карьерных возможностей женщин также важны и более гибкие возможности отдыха и работы. 

 

Что такое родительская компенсация?

  • Родительская компенсация выплачивается с 2004 года, это было одним из главных предвыборных обещаний Партии реформ во время парламентских выборов 2003 года.
  • Сначала родителю, который сидит дома с ребенком, в течение года платили его прежнюю зарплату. В 2006 году период оплаты увеличили до полутора лет. Безработным и тем, кто получал зарплату меньше минималки, платят компенсацию в размере официальной минимальной заработной платы по стране, которая в этом году составляет 500 евро. Предельная ставка родительской компенсации в 2018 году составляет 3089,55 евро.
  • С 2014 года система родительской компенсации стала значительно выгодней для тех, кто во время получения компенсации ходит на работу. Изменился принцип, что получающим определенную сумму родителя компенсацию прекращают платить. Теперь родительская зарплата выплачивается вне зависимости от того, насколько большую зарплату получает родитель.
  • Все родители, которые ходят на работу и у которых есть право на родительскую компенсацию, получают не меньше половины суммы компенсации, а реально больше. Тем, кто получает родительскую компенсацию и в это же время работает, размер компенсации рассчитывается по специальной формуле, которую можно найти на странице Министерства социальных дел.
  • У отца ребенка есть право на родительскую компенсацию, если ребенку уже исполнилось 70 дней.
Комментарии
Copy
Наверх