Руководитель ERR хочет более определенного финансирования

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
"Актуальная камера" (на эстонском языке).
"Актуальная камера" (на эстонском языке). Фото: Kairit Leibold/ERR

Председатель правления Эстонского национального телерадиовещания (ERR) Эрик Роозе определяет свое видение модели финансирования общественно-правового СМИ так: «Разумнее, более долгосрочно, четче». Нынешняя модель его не удовлетворяет, поэтому нужно думать о возможностях поиска дополнительных средств. Одним из вариантов было бы возвращение рекламы на экран ЭТВ, пишет Postimees.

Вчера председатель правления Eesti Meedia Свен Нуутманн написал мнение о том, что коммерциализация и все большая сосредоточенность на рейтингах программ ЭТВ указывает на то, что Эстонское национальное телерадиовещание хочет снова начать показывать рекламу. Кроме того, он написал, что председатель правления ERR лоббировал эти планы среди представителей государства. Этой идее, по его словам, зеленый свет дало и Министерство финансов.

«Ой, я ничего не лоббировал. Я занимаюсь своей работой, а лоббирование в перечень моих обязанностей напрямую не входит», - сказал начавший летом руководить ERR Роозе Postimees вчера. На вопрос, делает ли кто-то эту лоббистскую работу за него, Роозе ответить затруднился. Однако он подтвердил, что тему на самом деле поднимали во время обсуждения плана развития.

«Основы, объемы финансирования национального телерадиовещания и то, что налогоплательщик за это получит – теоретически эти вопросы всегда на поверхности, особенно когда каждый год составляется новый план развития бюджета», - сказал руководитель ERR.

Устаревшая модель

Комментируя зеленый свет, данный Министерством финансов, Роозе, по его словам, может сказать лишь то, что слышал в кулуарах: «У меня создалось впечатление, что какой-то части чиновников Министерства финансов это кажется правильным. По-человечески я могу их понять, поскольку с их точки зрения дело простое: если национальное телерадиовещание получит дополнительный доход со стороны, без ущерба для государственного бюджета, то чем это плохо? Ведь очередь из просящих растянулась до самых Печор».

Продажа рекламы как таковая, по словам Роозе, не стала бы для телерадиовещания чем-то из ряда вон выходящим. Из 43 национальных радиовещательных компаний стран-членов ЕС, по его данным, рекламу продает примерно половина. «Так что в этом нет ничего уникального, чего бы ERR вдруг неожиданно захотел. Это одна из теоретических возможностей финансирования, но я считаю, что было бы проще, если бы мы этого (продажи рекламыред.) не делали», – сказал Роозе.

Он признает, что денег, которые ERR получает из государственного бюджета, не хватает: «Короткий ответ на вопрос, нужны ли дополнительные деньги – да! Есть вопрос: а на что нужно деньги?» - сказал Роозе.

Деньги крайне нужны, например, для решения проблем, касающихся телекомплекса: «Наши два теледома, которые стоят друг напротив друга на улицах Фельманна и Гонсиори, в таком состоянии, что скоро их придется просто закрыть. Ремонт окажется в разы дороже, чем постройка нового и современного здания».

Закон нуждается в обновлении

Насколько это известно, финансирование национального телерадиовещания определено законом. Поэтому всевозможные изменения финансирования требуют изменения действующего закона. Таким образом, бразды правления, прежде всего, в руках у парламента.

«У меня лично есть убежденность, что этот закон 11-летней давности нужно обновить», - сказал Роозе, по оценке которого, потребность в этом увеличивается год от года. Он признал, что финансирование – это один компонент в числе многих других и менять его можно лишь в ходе обновления закона.

«Завтра или послезавтра ничего произойти не может, поэтому в нынешнем и в будущем году частные СМИ могут быть очень довольны. Даже если бы кто-то очень захотел, так быстро ничего не произойдет»,- объяснил он.

В то же время, Роозе отметил, что, глядя на то, в каком сложном положении находится наш рекламный рынок и как крупные американские социальные сети мешками увозят отсюда рекламные деньги, становится понятно, почему частные СМИ не хотят появления новых игроков на рынке. По оценке руководителя ERR, нужно заниматься вопросом, что могли бы сделать политики у нас и в других странах Европы, чтобы остановить такой вывод денег.

«Это дело, которым нужно заниматься. Если мы будем тянуть одеяло каждый на себя, это не приведет никуда. И тут я с большой надеждой смотрю на народных избранников», - сказал Роозе.

Совет в состоянии ожидания

Входящие в совет ERR депутаты парламента Марика Туус-Лауль (Центристская партия) и Хейди Пурга (Партия реформ) сказали, что хотя Роозе высказал несколько идей для того, чтобы сделать финансирование ERR лучше, они пока не услышали ни одной мысли, которую можно было бы воспринимать всерьез.

«Естественно, мы не начнем показывать рекламу, но строительство нового дома требует финансирования», - сказала Марика Туус-Лауль. По ее словам, сегодняшняя техника теледома устарела и зарплаты работников ниже средней по стране: «Там больше нельзя так работать».

Говоря о возможностях финансирования национального телерадиовещания, в качестве хорошего примера Роозе приводи Литву, где финансирование связано с конкретным процентом от акциза и подоходного налога. Это, по его оценке, уменьшает пространство для любой торговли: «По моему, нет ничего разумного в этом постоянном неведении, сколько денег мы получим и сможем мы делать «Форум» или нет».

Туус-Лауль не считает такую модель разумной: «Руководство хочет, чтобы был конкретный процент. Эта система, которая есть в Литве и в Финляндии, не вариант. Мы обсуждали это в совете, но кроме Роозе ее не одобрил никто», - сказала она, добавив, что поддержки идея не нашла и в парламентской комиссии по культуре.

И по оценке Хейди Пурга, нет смысла думать о привязке бюджета к конкретному проценту: «ERR не единственный, кто этого хочет. Почему именно для нас должно быть сделано исключение?» - задалась вопросом Пурга. В то же время она признала, что на плечи нового руководителя легла сложная задача: «Сразу в первый год нужно справиться с этим бюджетом, да так, чтобы были покрыты и мероприятия, связанные со столетием Эстонской Республики».

Пурга согласна с Роозе, что проблема, прежде всего, в том, что у ERR не было уверенности, какой бюджет в итоге получится: «Отсюда и возникли эти разные версии».

А Туус-Лауль все же считает, что менять закон в плане финансирования Эстонского национального телерадиовещания нет смысла: «Там есть другие вещи, но в плане финансирования я такой потребности не вижу». По оценке Пурга, нужно было бы пересмотреть закон, но прежде всего те пункты, которые касаются «новых СМИ».

Пурга предложила свою идею для решения проблемы бюджета: «Самым реальным кажется создание исключения по налогу с оборота. Есть и другие такие же учреждения, где есть исключения по налогу с оборота. Я считаю, что сначала целесообразнее заняться именно этим».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх