Вместо диалога о страданиях, травмах и страхах жертв сталинизма от России постоянно поступают угрозы и попытки излечить скорбь идеологией, сказала писательница и кинорежиссер Имби Паю на открывшейся сегодня международной конференции «Строя мосты в Европе – литература, ценности, идентичность». Конференция продлится до четверга.
Имби Паю: в советской оккупации эстонцы винят самих себя
Имби Паю отметила, что обсуждению темы трактовки истории препятствует мазохизм эстонцев. Согласно ему, эстонцы сами виновны в своей оккупации, поскольку безмолвно подчинились советским вооруженным силам, в то время как финны отважно сопротивлялись в ходе Зимней войны. Участникам семинара напомнили, что часть территории Финляндии также была оккупирована, и Финляндии навязывались советские ценностные модели.
«Такое самообвинение, возникшее в течение последних 10 лет, демонстрирует, что мы не в состоянии рассматривать свою историю в более широкой перспективе, а, как и свойственно жертве, считаем себя ответственными за советскую оккупацию. Мы ассоциируем рассказы людей, переживших террор, о страданиях, со стыдом и слабостью», - сказала Паю.
«Безусловно, формированию диалога о военных травмах не способствует то, что в последнее время мы стали обращать свои взоры к России, чтобы прощупать, что о наших оценках думают российские власти. Не секрет, что на попытки осмыслить историю отличным от российской правды гуманным способом в соседнем государстве реагируют угрозами», - добавила Паю.
По словам автора книги «Подавленные воспоминания» (“Tõrjutud mälestused”), в прошлом году по делам, связанным с переводом произведения, она встречалась с учителями и учениками многих школ Ида-Вирумаа и получила подтверждение тому, что и среди русскоязычного населения существует много не осмысленных до конца травм и историй, связанных с войной и сталинским террором.
«Люди не оправляются от скорби при помощи идеологии, которую им иногда предлагают взамен скорби. Диалог на больные темы – это та терапия, которая нам всем нужна, тот мост, который объединил бы и живущие в Эстонии различные национальные группы со схожим опытом, создав понимание и эмпатию», - сказала Паю.