Именно в то время и в том месте!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Лидер "Русской сборной" Димитрий Кленский
Лидер "Русской сборной" Димитрий Кленский Фото: Raigo Pajula

16 мая 2011 года таллиннская муниципальная газета «Столица» напечатала заметку «Не в то время, не в том месте». Автор – Майя Стародумова. Она заклеймила некую акцию «на входе у военного кладбища 9 мая», когда «некие представители русской общины 9 мая непотребным образом использовали святой праздник для своего политического пиара». 

То есть автор не знает толком, что это за люди, которых она размашисто и безоглядно критикует. Она считает, что это – не «ансиповская команда, превращающая дорогие русскому сердцу вещи в предмет политических игр», что это – «свои же…». Так кто же все-таки? Не безымянные же.   

Автор не удосужилась выяснять, редакция – уточнить. Некую информацию дает приложенное фото, но оно без подписи. По тексту получается, что «ответчик» – некая абстрактная «Русская община». Но какая именно организация?

Автор и редакция забыли о первой заповеди журналиста не просто объективно рассказать о событии, но и в случае критики выслушать другую сторону – то есть в данном случае людей, проводивших акцию. Это тем более актуально, что акция названа «непотребной».

Автор «рвет и мечет», обличая сразу три акции, которые проводили разные организации.

***

Итак, «белая избирательная палатка». Ее установила организация «Молодое слово». Никакого отношения к выборам лидеров Русской общины она не имеет. Ее активисты к большому удовольствию посетителей кладбища раздавали георгиевские ленточки.

И когда автор истерически восклицает, что ей было противно смотреть, как активисты гордо (почему, кстати, гордо?) раздававшие интервью не замечали «шедших мимо дедушек в полуобморочном состоянии», то у меня два вопроса автору.

Первый: «Почему Вы своим острым орлиным взором сумели накопать «факты», разоблачающие «Русскую общину», но не разглядели, что ребята из «Молодого слова» организовали «такси Победы» – оно обслуживало ветеранов: доставляло их к Бронзовому солдату и домой. Таксисты, кстати – таллинцы, помогали добровольно и бесплатно?»     

Второй: «Почему лично Вы не оказали помощь «дедушкам в полуобморочном состоянии? Это за Вас другие должны делать? И еще, почему побоялись покритиковать таллинскую мэрию в столичной же газете за отсутствие на массовом мероприятии «Скорой помощи», передвижных туалетов и киосков с прохладительными напитками?» Про то, что городские власти трусливо и демонстративно проигнорировали это торжество, я вообще молчу.

***

Что касается «политической кампании» и «избирательной палатки», то речь идет о «Ночном дозоре», который скоро уже год, как  проводит свои выборы «легитимных представителей» русской общины Эстонии, переименованная со временем в выборы «Русского Земского Совета» (РЗС). Акция инициирована в начале 2010 года дозорным Александром Коробовым. Ему надо было задавать вопросы автору. Не кликушествовать.

Лично меня как раз смущает смысл этой акции, как таковой, но менее всего то, приурочена она к 9 мая или нет, «в то ли время и в том ли месте».

Объясню почему. Но сначала вопросы недовольному автору: «Существует ли в Эстонии межэтническое неравенство?» и «Есть ли возможность с ней беспрепятственно бороться в нынешнем полицейском государстве, каковой является Эстония?»

Если автор скажет, что нет, то она ничем не отличается от «ансиповской команды». Но все знают, что дискриминация, в том числе общественно-политическая, есть! Зато нет у нас в Эстонии возможности бороться на равных с политическими партиями и общественными организациями, как раз с этим Злом. Власть пресекает ее на корню. Как? Это и вызовы в Полицию безопасности, угрозы по телефону, заказные увольнения с работы и другие прелести полицейского государства. Ребята не имеют и административного ресурса властей (как, например, реформисты и центристы) 

Активисты, которых размазала автор – редкие в наше время бессребреники, никогда пиаром не озабоченные (или автор судит других по себе). Я знаю этих людей и, хотя считаю их романтиками, которые не подготовлены к серьезной борьбе за светлое и правое дело, у меня всегда вызывало уважение как раз их искренность и убежденность в том, за что они выступают. И могу успокоить автора – да, за деньги, но тратят они только СВОИ, кровные! Нет у них административного ресурса муниципалитетов и партийных денег.

Думаю и автор, если она порядочный человек, убедится в этом, поговорив с ребятами.    

***

Резанул меня в заметке Майи Стародумовой и ее гневный упрек: «А зачем было раздавать громкие обещания о том, что русский язык станет благодаря вашей общине вторым государственным языком!» Ну, что ж, автор – против, а ребята – за. Помилуйте, а как быть со свободой слова?! Кстати, эти ребята хотят не того, что им навязывает власть, они хотят жить во всем по-европейски. Или это разрешено только эстонцам? 

Относится это и к переводу русскоязычного образования на эстонский язык преподавания. Именно на эту тему я раздавал у первого входа на кладбище листовку деятелей русской культуры, адресованную всем русским и русскоязычным жителям Эстонии.

Автор пишет: «У меня лично просто вяли уши от того, что вы кричали на кладбище: «Объединяемся, а то эстонцы нас растопчут!» (К слову, эстонцы с цветами на кладбище тоже были)».

Первое – неужели на кладбище пришли и эстонцы – активисты Центристской партии, депутаты Рийгикогу и столичного горсобрания? Не смешите меня. Второе – раздавать листовки помогала и мне одна эстонка с Сааремаа (ее муж – отставной советский прапорщик, а наше Минобороны обманным путем лишило его ведомственного жилья).

Помогали мне многие мои знакомые, даже ребенок!

Не буду доказывать, что мы не грешили, раздавая 7000 листовок «не в то время, не в том месте». И потому что, будь Майя Стародумова хоть немного политически продвинутой, она взяла бы у меня пачку листовок и раздала бы их дома соседям. Что и сделали многие посетители кладбища.

А редакция, вместо того, чтобы измываться над русскими активистами, которые посмели вести общественную работу не под началом Центристской партии, лучше бы опубликовала в «Столице» текст листовки. Но редакция еще при Яне Тоом не печатала даже опровержения на свои лживые заметки о русской политике и политиках.

Почему? Пусть Майя Стародумова и читатели «Столицы» задумаются: кому выгодно дискредитировать русских, недовольных этнической дискриминацией в Эстонии?

***

Последнее – русская интеллигенция столь эгоистична, что, как и подобает чистоплюям, отводит глаза от постыдной несправедливости в нашем обществе. Русские центристы, ратуя за борьбу со Злом, воюют с Ансипом и с правящей коалицией вовсе не ради устранения межэтнической несправедливости, а ради власти для центристов.  

Да, они политики социально ориентированные, но их устраивает, что из трех русских в парламентских выборах может участвовать только один, безработных среди русских в четыре раза выше, чем среди эстонцев, разница в средней зарплате составляет треть в пользу эстонцев, уровень высшего образования среди русской молодежи в два раза ниже, чем среди эстонских сверстников, рождаемость у русских снижается, у эстонцев – растет, со смертностью – наоборот.

И еще: 350 тысяч в основном русских жителей Эстонии, не признаются составной частью эстонского народа. Они – часть населения, которое за глаза, а то и публично, в СМИ  именуют оккупантами и колонистами, их потомками. В Конституции ЭР записано, что Эстония – «национальное государство», не многонациональное.

Вот такая она – «русская правда» в Эстонии. Но, ни эстонские власти, ни русская элита, ни Майя Стародумова этим не озабочена. Это аморально для эстонцев, если они считают себя европейцами. Это вдвойне аморально для русских, если они считают себя таковыми.

***

Что касается нравственной стороны дела – времени и места общественной акции 9 мая, то можно согласиться с критикой формально. Но, если и по сути, то очень хочется, чтобы Майя Стародумова и «Столица» тем более высказали свое мнение, к примеру, и по поводу использования мэром Таллина и Центристской партией строительства в Ласнамяэ православного храма в предвыборных целях, притом, что забота о православии в Эстонии и благородно, и рискованно. Но промах-то очевиден. 

Или центристы эталон нравственности? Хотя другие партии в этом плане также не выдерживают никакой критики.      

Наконец, особенно досадно, что упрек «Столицы» схож с теми же «претензиями», которые русофобы – ансиповцы и лааровцы выдвигали в 2006-2007 годы: они лицемерно возмущались тем, как эти русские могут плясать, петь и пить 9 мая на Тынисмяги – на костях похороненных погибших советских воинов. И снова: не в то время, не в том месте. 

Ключевые слова

Наверх