Cообщи

Бабин: межнационального диалога нет и не предвидится

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрей Бабин
Андрей Бабин Фото: Postimees

Довольно своеобразно объединение национально-культурных обществ «Лира» в минувшую субботу отметило в Таллинне свое 19-летие. В полдень начался праздник, призванный, по идее, продемонстрировать торжество мультикультурности эстонского общества. А утром состоялась организованная той же «Лирой» дискуссия на тему «Диалог культур - культура диалога», показавшая по сути, что все эти танцы и песни, при всем уважении к исполнителям, нарядные национальные костюмы и вкусные кухни, комплименты и поздравления чиновников и прочих гостей – всего лишь декорация. А стоит заглянуть за нее – и на тебя повеет холодом нетерпимости государства к неэстонской части народа Эстонии...

Депутат парламента и вчерашний вице-мэр Таллинна по вопросам образования и культуры Яна Тоом так прямо и заявила, что не будет делать сообщение по предложенной ей организаторами теме «Диалог культур в столице Эстонии», потому что никакого диалога нет. Выступление ее было именно об отсутствии такового. «Конечно, мы можем вежливо обменяться мнениями, к примеру, с представителем министерства образования по поводу реформы русских школ, но что толку от такого диалога, если в это же время чиновники того же министерства фактически выполняют роль заградотряда, расстреливающего отступающих», - привела пример Тоом, имея в виду давление на гимназии, осмелившиеся заявить о сохранении процесса образования на русском языке.

Это не диалог, а фикция, продолжила она, если государство предпочитает вести его с деятелями, которых само же выпестовало, приручило и слышит от них то, что хочет услышать.
В то же время Тоом признала, что достижение хоть какого-то взаимопонимания возможно даже с такой одиозной организацией, как Языковая инспекция, сообщив, что количество предписаний учителям сократилось в семь раз. Это было преподнесено докладчицей, как ее достижение на посту вице-мэра. Что бесспорно.

Однако названная цифра больше интересна по другой причине. Языковая инспекция постоянно подчеркивает, что единственная ее функция – следить за исполнением Закона о языке, и, следовательно, действует она в строго в рамках правового поля. Как в этом контексте объяснить сокращение аж в семь раз числа предписаний? Или инспекция тем самым косвенно признала, что раньше сплошь и рядом выносила их необоснованно, или сейчас, пойдя навстречу вице-мэру, смотрит на закон сквозь пальцы, или по той же причине значительно меньше стала проводить проверок в школах. В любом случае, получается, в деятельности инспекции очень велика роль факторов, не имеющих отношения к правовым. Например, может сильно повлиять на результаты беседа с городским чиновником.

Если так, то не исключено, что вскоре количество предписаний учителям опять возрастет раз в семь. И виноват в этом будет, к примеру, российский МИД, представитель которого на днях грубо назвал рейды Языковой инспекции по русским школам «карательными». Инспекция может подумать, что заявление сделано с подачи местных защитников русского учительства в лице, может, той же коварной Яны Тоом и скажет: «Ах, раз вы так, то и мы в долгу не останемся». И лютовать станет еще пуще прежнего...

Словом, все с таким трудом достигнутое - насмарку, не без оснований, возможно, сокрушалась Тоом, и теперь надо начинать все сначала... Вот такой на редкость цивилизованный диалог у нас получается.

Латвийский опыт школьной реформы Тоом назвала большой потемкинской деревней, где процветает вранье, и самое печальное, что это видят дети, с юных лет приученные жить во лжи. Депутат выразила надежду, что нам удастся этого избежать, хотя, кажется, все идет именно к этому.

У Тоом спросили, как она намерена отстаивать теперь в парламенте то, чего добивалась на посту вице-мэра. Она ответила, что создана парламентская группа представителей национальных меньшинств, в которой, как было задумано, должны быть представлены все фракции. Поскольку во фракции IRL неэстонцев нет, оттуда делегировали Эрки Ноола, который, правда, по словам Тоом, пока плохо понимает, для чего сформирована эта депутатская группа.
А сформирована она с целью донести до фракций специфические чаяния неэстонского населения, в идеале – опять-таки наладить диалог по этим проблемам. Что из этого получится, сказала Тоом, судить пока рано.

Скорее всего – ничего путного не получится. Не располагают к диалогу культур в Эстонии и современные тенденции в Европе.

Начало им положило знаменитое заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о крахе политики мультикультурности в ее стране. Потом аналогичные заявления последовали и в других странах Европы. Укрепились позиции националистически настроенных политических сил.

Руководитель Палаты национальных меньшинств Эстонии Рафик Григорян заявил, что крах потерпела не сама идея мультикультурности, а та ее т.н. английская модель, которая предполагает ассимиляцию представителей некоренных народов, проживающих в той или иной стране. Тогда как североамериканская модель, предполагающая интеграцию и равноправие представителей всех народов, проживающих на одной территории, доказала свою жизнеспособность, поэтому именно ее надо брать на вооружение Европе, в том числе Эстонии.

Профессор Рейн Руутсоо заметил, что Европа сегодня совсем не та, что была в начале 90-х годов. Ту Европу олицетворял, в частности, недавно скончавшийся верховный комиссар по делам нацменьшинств ОБСЕ Макс ван дер Стуул, которого в Эстонии до сих пор многие ненавидят, хотя именно он европеизировал эстонцев, заставив принять те ценности, которые они принимать не хотели. Страшно, признался Руутсоо, что сейчас все это ушло, страшно, что делает эстоноязычная пресса...

Словом, профессор, как и другие участники дискуссии, по поводу диалога культур настроены крайне скептически. Что и констатировали в очередной раз.

Действительно, такое ощущение, что противоречия в обществе носят фундаментальный, какой-то совершенно безнадежный характер.

В конце мероприятия модератор, проговорив скороговоркой, что «если не будет у нас диалога культур, то не будет у Эстонии и будущего», предложил всем идти вниз, во двор: там уже соорудили декорацию, иллюстрирующую мультикультурность эстонского общества. Подошли представители государства и города с приготовленными праздничными речами. Им бы пораньше прийти, в дискуссии принять участие, рассказать потом в своих ведомствах о том, что услышали. Задуматься: «Да, что-то не так у нас в государстве, что-то прогнило...»

А декорация, спору нет, красивая. Если б не она, было бы совсем тоскливо.

 

Ключевые слова

Наверх