В последнее время достоянием общественности стали несколько случаев, когда действия судебных исполнителей иначе как произволом назвать трудно. При этом все мы знаем, что обирая до нитки простых жителей страны, судебные исполнители ничего не могут сделать с многомиллионными должниками, которые ведут успешную бизнес-деятельность.
Почему канцлеру права нет дела до судебных исполнителей?
Несовершенство существующей системы способствует произволу в отношении попавших в сложную ситуацию обычных людей и позволяет уходить от ответственности тем, кто знает о несовершенстве законодательства. В связи с этим более чем странным выглядит то, что канцлер права, который регулярно выступает с громкими инициативами до сих пор никак не вмешался в процесс.
Последние примеры продемонстрировали: отсутствие должного контроля над судебными исполнителями привело к тому, что они не только трактуют законы исключительно в свою пользу, но и вовсе при принятии решений нарушают, по мнению юристов, действующее законодательство, в том числе и конституцию. Квартира семьи, в которой растет трехлетний ребенок, была продана с торгов после того, как должника не посчитали возможным лично проинформировать о существующей проблеме. Это в нашем электронном государстве, где найти контактные данные человека, как правило, дело нескольких минут! При этом сумма долга не превышала 900 евро.
Если продать квартиру человека, который задолжал несколько сот евро, получается практически моментально, причем с нарушением закона, то с проигравшего миллионы бывшего директора фонда Капитал культуры Аво Вийоля взятки гладки, несмотря на то, что тот является успешным предпринимателем. Ужасает еще и тот факт, что выставить квартиру на торги судебный исполнитель смог, даже не утруждая себя поисками должника, в то время как Вийоля даже искать не надо – настолько его бизнес-деятельность находится на виду.
В случае с Вийолем председатель палаты судебных исполнителей, по совместительству спонсор реформистов, признал, что должник хорошо юридически подкован, и это позволяет уйти ему от ответственности. Значит, факт несоответствия законодательства требованиям сегодняшнего дня признают и сами судебные исполнители. Получается, вопрос не в том, кто кому и сколько должен, а насколько человек подкован, чтобы играть с судебными исполнителями в юридические кошки-мышки.
Понятно, что обычному человеку, у которого нет юридического образования, это сложно и, как результат, он лишается всего. А с умельцами типа Вийоля судебным исполнителям работать невыгодно – слишком много уходит времени, а в любом бизнесе время - деньги. К тому же, в случае с «богатыми» должниками судебные исполнители почему-то не вспоминают о возможности тюремного заключения, тогда как был случай, когда даже за долг в 150 евро этот аргумент активно использовался. На ниве взыскания долгов процветает не только произвол, но и система двойных стандартов.
На мой взгляд, корнем проблемы является то, что деятельность судебных исполнителей является коммерческой, а не общественно-полезной. В принятии каждого решения исполнитель руководствуется не тем, как оно сообразно интересам общества в целом и отдельно взятого должника в частности, а своими коммерческими интересами. Необходима юридически обоснованная независимость и незаинтересованность в принятии решений, такая, какая существует у судей. Тем более, что и сама деятельность судебных исполнителей во многом схожа с работой судей – принимаются решения, которые напрямую влияют на судьбы людей, их родных и близких.
Налицо ворох юридических проблем, которые надо разбирать и чем скорее – тем лучше. Самые большие возможности для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, есть у канцлера права. И, как мне кажется, надо, чтобы он высказался по этой проблеме, тем более, что его прямой обязанностью является соблюдение прав человека.