Cообщи

Больше слов, чем нужно

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Сергей Трофимов

…ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно
пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся.
Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита».
 

Писатель предостерегал: не слишком доверяйте конспектам, сделанным слушателями чьих-то выступлений. Конспектирующий что-то подчеркнет, что-то опустит, что-то не так поймет – а потом человечеству придется 2000 лет разбираться!

Конечно, законспектированную журналистом публичную лекцию доктора экономических наук Владимира Вайнгорта невозможно сравнить с заявлениями Иешуа, ибо слова последнего были для того времени поразительно новыми, а доктору экономических наук давно уже присуща свойственная вообще многим носителям ученых степеней слабость: его верные мысли не оригинальны, а оригинальные – не верны. Однако конспектировавшему все же надо было бы для начала авторизовать текст, потому что в итоге получилось нечто незапрограммированное: если булгаковского персонажа власти и толпа единодушно (какое трогательное единодушие!) приговорили распять, то авторы почти четырех десятков комментариев раз пять, а то и десять были готовы забросать несчастного доктора наук грязью, камнями и прочими подручными средствами.

Тут, конечно, многое зависело от вынесенной в заголовок фразы: «Мы такие бедные, потому что неинтеллигентные». Что бы ни имел в виду автор, а согласно объективным законам восприятия любого текста подавляющее большинство читателей «мы» поймет, как «вы». «Вы, читатели» – неинтеллигентное быдло, отсюда и все ваши беды, а подразумеваемый «я», отделенный от произнесенного «мы», не таков, и безусловно принадлежит к интеллигенции, т.е. согласно «Википедии» (которую, конечно, нельзя считать бесспорно авторитетным справочником, но пока сойдет): к группе людей, обладающих критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.

В отсутствие масонов

Хамите, парниша!
И.Ильф, Е.Петров. «12 стульев».

Добро бы комментаторы упирали на то, что автор, исходя из верного, в сущности, постулата, – наша русскоязычная интеллигенция за последние 20-25 лет стремительно теряла высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи (как определял Александр Галич) – заблудился в трех соснах: настоящая интеллигенция никогда не стремилась разбогатеть и не обслуживала богатых в надежде подхватить крохи с их стола.

Интеллигенция (как замечательно выразился Михаил Светлов) может обойтись без необходимого, но не без излишнего. «Излишнего» в понимании толпы: возможности свободно думать и постоянно воспринимать сверхчувственные сигналы, исходящие от материи и духа.

Однако именно это противоречие, напрочь разрушающее все умственные построения Вайнгорта, который спутал интеллигенцию с т.н. «русскоговорящей элитой» (цитирую по тексту статьи), осталось незамеченным. Абсолютное большинство читателей почему-то усмотрело здесь русофобию. Но вопрос-то ставится шире: есть ли у нас русскоязычная интеллигенция и что она из себя представляет?

О вреде квартир и пряников

О джинны, вы ищете не там, где прятали.
Леонид Соловьев. «Возмутитель спокойствия».

Юрий Михайлович Лотман, у которого я имел честь учиться, напоминал: прежде, чем начать дискуссию, договоримся о терминах.

Так вот, если мы попробуем определить значение термина интеллигенция, то вконец запутаемся. Ибо весьма авторитетные люди вкладывали в него очень разное содержание:

· Интеллигент – это говорящий правду об обществе вообще и о власти в том числе. (Александр Александрович Зиновьев).
·
· Интеллигент – это тот человек, для которого система духовных ценностей выше, чем материальных. (Натан Яковлевич Эйдельман).
·
· Интеллигент – человек, которому требуется больше слов, чем нужно, для того, чтобы сказать больше, чем он знает. (Дуайт Дэвид Эйзенхауэр).
·
· Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. (Дмитрий Сергеевич Лихачёв).

·
Порою кажется, что генерал Эйзенхауэр с его солдатской прямотой подошел ближе всего к сути. Ибо деятельность отдельных представителей этой группы слишком часто сводится к наведению тени на плетень (хотя и в том есть некоторая польза: в тени можно немного отдохнуть от убийственного жара действительности). Определение Д.С.Лихачёва уязвимо тем, что под него подходит слишком мало людей, тогда интеллигенция – исчезающий вид, вроде большой панды, вот только никто ее в Красную книгу не заносит. То же можно сказать о формуле Н.Я.Эйдельмана. О каких духовных ценностях может идти речь в эпоху, когда, как сказал Борис Слуцкий,

Люди сметки, люди смекалки
Точно знают, где что дают,

Фигли-мигли и елки-палки
За хорошее продают.

Можно вспомнить и то убийственное определение, которое дал русской интеллигенции, усаживая ее на «философский пароход», В.И.Ульянов-Ленин, но это нам ничего не даст.

Когда речь идет о том, что люди, именующие себя здешними русскими интеллигентами, неуживчивы (часто), склочны (бывает), завистливы (как говорил Остап Бендер, я человек завистливый, но тут завидовать нечему), то почему-то считается, что это – качества исключительно местные. Хотя недавно, выступая в клубе «Импрессум», кинорежиссер Алексей Учитель рассказал, что на вручении премии «Золотой орел» коллеги поздравляют лауреатов неискренне, сквозь зубы, в душе считая: «И чего это премию дали тебе, хотя достоин ее как раз я?» А в убийственно точной сатире театра No99 «Garjatshie estonskie parni» («GEP») утверждается, что эстонец не способен радоваться за приятеля, добившегося успеха. Лидер группы предлагает такую ситуацию: ваш товарищ выиграл в лотерею миллион; поздравьте его. Несмотря на то, что известно: никто ничего не выигрывал, это всего лишь тест на умение социализироваться, поздравить не получается!

Выходит, дело не в каких-то генах, а в том, что квартирный вопрос (по Булгакову) или тот факт, что пряников тех все равно не хватило б на всех (по Окуджаве) испортили людей.

Когда правит бал то, что г-н Вайнгорт назвал элитой (надеюсь, в зоотехническом смысле, а не в гуманитарном), интеллигенция становится не нужна и даже вредна. Собственных детей эта «элита» отправляет учиться за границу, а большая часть русскоязычного населения нужна им в качестве бедной и запуганной массы, готовой работать на их предприятиях за гроши.

Посиделки под суком

Если у тебя в детстве не было велосипеда, а теперь есть «бентли», все равно у тебя в детстве не было велосипеда.
Неизвестный автор.

Из уважения к читателю надеюсь, что он поймет суть этой максимы. (Велосипед можно понимать в метафорическом смысле.)

Проблема еще и в том, что правительство, сформированное преимущественно из людей, охотно рубящих сук, на котором сидят, ибо уверены: когда сук отвалится, они будут в другом месте, абсолютно не заинтересовано в наличии русской интеллигенции. Alias: образованных и независимых духовно и материально людей.

Таллинн нынче считается культурной столицей Европы-2011. Но информация о мероприятиях ее по большей части протекает мимо русских жителей города. Они изолированы от потока культуры, весьма неоднозначного по качеству, но в целом полезного для саморазвития. Информационный листок «культурной столицы» существует только на госязыке, хотя не так-то дорого было бы выпускать его и на русском. Я не о том, что люди не могут прочесть информацию на госязыке. Могут. Большая часть, по крайней мере. Но они интуитивно чувствуют себя чужими на этом празднике жизни, теми, кому позволительно в лучшем случае стоять у двери…

Так что проблема намного серьезнее и разветвленнее, чем кажется со стороны.

Ключевые слова

Наверх