В последнее время на меня стали обращать внимание любимцы русской публики в Эстонии Евгений Криштафович и Иван Макаров, которые наперебой обвиняют меня в недостатке патриотизма. Отвечать им не буду – унизительно, но о своем понимании патриотизма расскажу.
Чаплыгин: Если Ансип – патриот, то кто его враг?
Как известно, одним из самых ярых патриотов Эстонской Республики сегодня считается премьер-министр Андрус Ансип. Этот удивительный человек вместе с соратником по правительству Мартом Лааром уже много лет борется с последствиями советской оккупации, защищая независимость Эстонии от имперских поползновений со стороны бывшей метрополии.
Столь же старательно двадцать с небольшим лет назад заведующий организационным отделом Тартуского райкома Компартии Эстонии Ансип боролся с врагами советской власти, которую теперь он называет оккупационной. Например, в 1988 году, помогая милиции разгонять с собаками студенческий митинг, посвященный годовщине Тартуского мира.
Есть другой патриотизм. Например, патриотизм Тийта Мадиссона, который в том же 1988 году впервые организовал в парке Хирве митинг в поддержку независимости Эстонии, а годами десятью позже, уже в независимой Эстонской Республике Ансипа и Лаара, сидел в тюрьме по обвинению в антигосударственном заговоре. Сегодня Мадиссон ищет средства, чтобы эмигрировать из Эстонии.
Есть и патриотизм Энна Тарто, который 1988 году сидел в лагерях за деятельность, направленную против той самой власти, которой старательно служил упомянутый выше Ансип. Сегодня Тарто выброшен на обочину большой политики, заправляет в которой его бывший гонитель. Или, по крайней мере, бывший представитель коммунистической власти, которая сажала Тарто в тюрьму.
Все эти рассуждения – к тому, что любовь к своей стране совершенно не обязательно означает любовь к людям и организациям, которые по тем или иным причинам в данный момент оказались у власти. Возможно, молодые патриоты не задумываются об этом, а может быть, дело в их мировоззрении. Кто знает, будь они постарше, в 1988 году они в рядах комсомола помогали бы старшему товарищу Ансипу бороться с антикоммунизмом.
И напоследок, если кому интересно. Автор данной статьи не сидел, подобно Тарто, в тюрьме за свои убеждения. Но в свое время был отчислен из Ленинградского тогда университета по рекомендации четвертого отдела, то есть КГБ, за антисоветские высказывания. Естественно, что после этого о вступлении автора в КПСС не могло быть и речи, так что его карьера, в отличие от карьеры Ансипа, тогда не удалась.