Эстонский писатель Яак Урмет призвал эстонцев отказаться от перманентного траура по поводу перенесенных в прошлом страданий. В ответ зазвучали призывы к тому, чтобы русский народ сначала покаялся за причиненное эстонцам зло, например, за депортации. Но, извините, если русские должны каяться за советские депортации, то эстонцам нужно покаяться за работавшие на территории Эстонии гитлеровские концлагеря, пишет Александр Чаплыгин на Stolitsa.ee.
Чаплыгин: если русские должны каяться за депортации, то эстонцы – за концлагеря
Почему русские должны каяться за совершенные под руководством Коммунистической партии преступления? Точно не потому, что именно русские составляли костяк большевистской партии в момент ее прихода к власти в отдельно взятой стране. В списке первого ленинского правительства, например, почти не встречаются русские имена. Значит, русские виноваты в том, что большевики избрали именно территорию России для проведения своих политических и социальных экспериментов. Экспериментов, которые позже были перенесены на территории соседствующих с Россией стран и проводились там, кстати, при активном участии населявших эти страны коренных народов.
Исходя из этой логики, народ должен отвечать за то, что творится на населяемой им территории. Значит, те же эстонцы несут историческую ответственность за то, что происходило на их территории. Например, за деяния гитлеровской администрации в 1941-1944 годах. Как известно, именно эта администрация первой отрапортовала в Берлин о том, что Эстония Juden frei, а затем застроила территорию Эстонии десятками концентрационных лагерей, в которых были умерщвлены десятки тысяч жителей Европы и, в том числе, россиян. Ну и что, что тогдашняя власть сейчас называется в Эстонии и оккупационной – помнится, марксизм тоже придумали в Германии, и лишь позже, извне, навязали эту идеологию России.
Конечно, среди тех, кто рьяно служил коммунистам, было много русских. Однако и среди тех, кто помогал эстонской администрации Третьего Рейха, было немало эстонцев. Причем это были не только мобилизованные в Вермахт солдаты, но и добровольные помощники из Омакайтсе. При этом Россия официально осудила преступления большевиков и тех, кто помогал совершать эти преступления. А вот Эстония до сих пор не дала оценки тем эстонцам, которые преданно служили гитлеровской администрации. Тех, кто участвовал в депортациях, в Эстонии судят. А вот судов над теми, кто охранял концлагеря или, например, работал в гитлеровской политической полиции, не наблюдается.
Так что если каяться за прошлое, то всем. А лучше, как советует Яак Урмет, наконец-то снять траур и жить реальной жизнью, направленной не в прошлое, а будущее.