Если бы подобное случилось в ведомстве, которое возглавлял представитель не самой популярной в Эстонии партии, произошедшее шумно бы охарактеризовали как «коррупционный скандал». Но произошедшее в Силах обороны Эстонии предпочитают называть «ошибкой», за которой не последуют выводы в виде уголовного делопроизводства.
Скандал в Силах обороны: ложки нашлись, а осадок остался
Как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о том, что внутренний аудит военного ведомства "выявил в Силах обороны масштабные и системные нарушения закона при проведении тендеров". Непосредственно перед 21 июня президент Тоомас Хендрик Ильвес вручил генеральские погоны главнокомандующему Антсу Лаанеотсу. Ильвес произнес тогда хвалебную речь в честь Лаанеотса. Однако руководители сферы обороны уже несколько недель как поставлены в неудобное положение результатами внутреннего аудита министерства, который выявил массовые нарушения Закона о госпоставках.
Для проведения тендеров выбирались незаконные пути, госпоставки разбивались на части, чтобы не проводить открытого конкурса; с теми, кто оказывал услуги на миллионы крон, даже не заключались элементарные письменные договоры, в документах называются конкретные торговые марки, которые рекомендуется приобрести. Нарушения носят системный характер. В 44 из проверенных тендеров в 30 случаях обнаружены нарушения.
В комментарии Первого Балтийского канала по этому поводу прозвучала интересная мысль: мол, так как в этом деле нет элементов коррупции, а налицо ошибка, то никто наказан не будет. А кто, интересно, сделал такой вывод, если не проводилось расследование в рамках уголовного дела? Это, что, внутренний, ведомственный аудит вынес такой вердикт? Не правда ли, очень удобно!
Сам факт того, что результаты аудита стали достоянием общественности, делает честь ведомству Марта Лара. Он не спрятал обнаруженные «ошибки» под гриф секретности, а распространил по этому поводу соответствующее сообщение.
Однако, «ложки нашлись, а осадок остался». А спокойствие и уверенность в том, что за «ошибки» никто наказан не будет, вызывают сомнение в объективности правоохранительной системы Эстонии.
Вернемся чуть-чуть назад, к тому времени, когда перед парламентскими выборами представитель центрального аппарата КаПо и руководитель Вируского отдела Полиции безопасности давали пресс-конференцию по проблемам коррупции в Ида-Вирумаа.
Тогда заместителю генерального директора Департамента Полиции безопасности Ээрику Хелдна был задан вопрос: почему его организация не расследует действия государственных чиновников высокого ранга, которые наносят ущерб Эстонии? Например, «дела» с сооружением Креста Свободы на одноименной площади Таллинна? Я даже озвучил тогда старую эстонскую поговорку: Suured sulid sõidavad tõllas, väikesed sulid ripuvad võllas (Большие жулики едут в карете, маленькие жулики болтаются на виселице).
- Теми расследованиями, которые у нас сегодня ведутся, мы пытаемся развеять миф о том, что чем выше чиновник, тем меньше вероятность, что мы будем расследовать его деятельность… Говорить о том, что мы занимаемся только местными чиновниками… Тут я хотел бы отметить, что Полиция безопасности по закону может заниматься людьми, начиная с определенного ранга, неважно, местного самоуправления или государственной структуры. То есть, я бы не совсем согласился с подобной постановкой вопроса, - ответил Ээрик Хелдна.
Представители КаПо тогда категорически отрицали, что они занимаются делами, по которым подозреваемыми являютсясугубо представители оппозиционной партии. И даже, как аргумент, приводился пример, что против старейшины Йыхвиской волости Тауно Выхмара также возбуждено уголовное производство. (Кстати сказать, этот факт упорно замалчивался прессой, но после одного из материалов, где он был озвучен, Выхмар вынужден был снять свою кандидатуру на выборах в Рийгикогу, на которые шел от партии Реформ).
А на вопрос – почему дело мэра Кохтла-Ярве, центриста Евгения Соловьева ведет КаПо, а сторонника реформистской партии,йыхвиского волостного старейшины – обычная полиция, представители секретной службы ответили резонно: мол, кому прокуратура распределяет, тот и ведет дело.
Так вот и думаю: если бы не Март Лаар стоял во главе военного ведомства, где вскрылись нарушения закона о госпоставках (то же самое, в основном, инкриминируют и ида-вируским руководителям), был бы тогда коррупционный скандал на всю Эстонию с привлечением секретной службы, или же также, как сейчас, говорили бы об «ошибке», за которую никто наказан не будет?
Похоже, с тех самых давних пор, когда народ придумал поговорку про жуликов на виселице и в карете, ровным счетом ничего не изменилось. Только теперь вместо кареты – лимузины представительского класса, а вместо виселицы – тюрьма европейского типа.