Cообщи

«Русская тема», которая заботит эстонского политика

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Яак Аллик из тех, кто верит в возможность пробить лбом стену.
Яак Аллик из тех, кто верит в возможность пробить лбом стену. Фото: Scanpix/Postimees

Текст из блога Яака Аллика обошел все СМИ на русском языке. Яак Аллик не только политик; он деятель культуры (был лучшим министром культуры за все 20 лет с восстановления независимости), а главное – государственно мыслящий человек!

Аллик до конца не вписывался ни в одну из партий, в которые в разное время входил, он мыслит шире. Его позиция в «русском вопросе» все эти 20 лет в принципе оставалась неизменной, что заслуживает безусловного уважения.

Пафос его статьи заключается в том, что Эстония остро нуждается в  сохранении и воспроизводстве русской интеллигенции, и Аллик совершенно прав, что у эстонского правительства не хватает ума, чтобы понять приоритетность этой цели для сохранения межнационального мира в Эстонии.

В принципе, русской интеллигенции Эстонии (а таковая существует, хотя она и немногочисленна и – что самое печальное – ее становится все меньше; естественная убыль не компенсируется) самой следовало поднять вопросы, поднятые Алликом.

«Своею собственной рукой?»

Яак Аллик считает, что решить задачу своего количественного воспроизводства и качественного развития русская интеллигенция Эстонии не в состоянии. Можно, конечно, возразить, что именно во второй половине «нулевых» в Эстонии появился русский прозаик очень высокого творческого уровня, причем он не импортирован из России, а вырос, как говорит Могильщик в «Гамлете»,  на этой самой нашей почве… Ну и отчасти на датской (еще один привет «Гамлету»!), т.к. Андрей Иванов очень многое почерпнул из своего пребывания на датском «дне». Но одна ласточка весны не делает. Каждая потеря у нас невосполнима. После смерти Светлана Семененко у нас не осталось настоящего поэта; ну разве что Марина Тервонен, но она так редко публикуется. При Юрии Михайловиче Лотмане кафедра русской литературы Тартуского университета была лучшей в Союзе… Да, пожалуй, и в мире! Теперь ее честь поддерживают те, кто работали с ЮрМихом в Тарту, но они – люди преклонного возраста, а что дальше?

У нас есть талантливая телепередача «Субботея», но то, что мы видим по кабельным каналам «Орсент» и TVN в массе своей беспомощно, комментарии пусты и навязчивы, вот только «Сюжеты в лицах» Елены и Геннадия Мелешко и «Невиданное кино» Игоря Глазистова радуют профессионализмом, но это – вопреки общей тенденции! А что сказать об ЭТВ-2? «Суд присяжных» закрыли, хотя его как раз смотрели, судьба «Треугольника» не ясна.

Лучшее, что было в здешней русской культуре,  – вершина айсберга, который обязан своим существованием постоянной подпитке со стороны России. Причем эта подпитка заключалась отнюдь не в насаждении господствующей идеологии, скорее – совсем наоборот. Прибывшая оттуда гуманитарная интеллигенция была оппозиционной, отчасти – диссидентской; тартуско-московская школа в литературоведении использовала методы точных наук в противовес официальному литературоведению, которое было насквозь идеологизировано. Блистательный прозаик Михаил  Веллер переехал в Эстонию, так как в Ленинграде не мог опубликоваться…

А основание айсберга? Интеллигенция, так сказать, en masse. Это основание подмыто, тает на глазах. И дело не только в том, что кто-то уезжает, а в общем снижении интеллектуального и этического потенциала.

Очень заметную роль сыграли в этом события апреля 2007 года. Та часть русскоязычного населения, которая колебалась между интеллигентностью и – тысячу раз прошу прощения, но иного термина не нашел – быдловатостью, оскорбленная хамством и ложью правительства Ансипа, качнулась в не лучшую сторону. Это легко заметить, читая комментарии в интернет-порталах.  То, что авторы этих «дацзыбао» встречают в штыки едва ли не любое упоминание об эстонской культуре (вспомните, что они писали про явно не читанные ими детские книжки Андруса Кивиряхка), да и то, что писали «комментаторы» по поводу Русского театра (при том, что большинство в театре не бывает годами), очень неприятный симптом.

Люмпенизация русского населения через снижение качества его образования (школьная реформа), постепенное лишение возможностей культурного роста, превращение в запуганную массу, готовую работать за гроши… Пусть мне докажут, что правительство Реформы и IRL не преследует такую цель! 

Кстати, материальное и духовное обнищание людей  на руку и здешним русским «олигархам» – не зря же они, охотно жертвуя в партийные кассы, русской культуре не помогают!

 «Европа нам поможет?»

Уповать на Европу, сами понимаете, нет оснований. А поможет ли Россия?

Яак Аллик именно так ставит вопрос. Он пишет: главной целью российской политики поддержки соотечественников должна стать помощь в сохранении и воспроизводстве русской интеллигенции в Эстонии.

Золотые слова! Вот только возымеют ли они действие?

Только что «главный по соотечественникам» в Госдуме РФ г-н Косачев заявил, что «в 2012 году на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников планируется выделить свыше 430 млн рублей, из которых почти 304 млн рублей будут направлены на мероприятия в странах проживания соотечественников».

Меня не интересует, куда денутся  остальные 126 миллионов. Меня интересуют, что это за мероприятия в странах проживания соотечественников.  «Страновые конференции» (кстати, слово «страновые» – неологизм «смотрящих» за «соотечественниками»)? Якобы «патриотичные» концерты попсы второй свежести, которые посещают те, кто падки на халяву? Выброшенные (или распиленные?) миллионы, от которых абсолютному большинству русских жителей «Ближнего Зарубежья» никакой пользы.

А России? Есть ли ей от этого польза? Скорее – наоборот. Потому что у нас т.н. «соотечественники», грызущиеся за вспомоществование от России, личности не уважаемые. Подавляющее большинство русскоязычного населения относится к ним с презрением. И это в конечном счете сказывается на репутации если не России, то тех учреждений, которые ее представляют у нас и работают с «соотечественниками».

«Продуманная и целенаправленная поддержка именно русскоязычной интеллигенции, а не маргинальных политических группировок со стороны России могла бы стать серьезным вызовом для эстонских властей. Системная помощь русскоговорящей интеллигенции не только спасет русскую общину Эстонии от деградации, но и могла бы стать аргументом против политики ассимиляции русскоязычного меньшинства»,–  утверждает Яак Аллик.

Все, что он предлагает – верно и при желании осуществимо. Вот только будут ли услышаны его реалистичные и достаточно скромные предложения?

Ключевые слова

Наверх