Взрыв в центре Осло и кровавая баня на острове Утейя посеяли страх и сомнения в сердцахнорвежского народа. Никто не ожидал, что убийца почти сотни человек окажется «своим», пишет корреспондент «ДД», уже почти год живущий в Норвегии.
Личный зачет Андерса Брейвика
Первые новости о теракте в Осло поступали в хаотично. Незадолго после того, как в СМИ появились первые фотографии и стали ясны масштабы трагедии, норвежцы заговорили о нападении исламских экстремистов и террористов-смертников. Проводились параллели с взрывами в Стокгольме 11 декабря 2010 года. Тогда в шведской столице погиб один и пострадали два человека. Каково же было удивление норвежского народа, когда полиция задержала на острове Утейя Андерса Беринга Брейвика – коренного жителя Осло, выходца из богатого района Скойен!
Послушен и вооружен
Норвежцы – очень законопослушные люди с высокой самооценкой. Например, можно оставить в машине телефон, кошелек или даже ключи в замке зажигания, и, будьте уверены, никто ничего не возьмет. Коренные жители страны, особенно пожилые, уверены, что если у них что-то и пропадает, то винить в этом следует исключительно иммигрантов. Пару лет назад сильно ругали поляков, сейчас больше всего достается латышам и литовцам. В приватных беседах остро чувствуется неприязнь к людям с иным цветом кожи или «нетрадиционным» вероисповеданием. В стране действует неписаное правило: норвежец никогда не обманет, не обворует и не обидит своего.
Правда, национальная идиллия никак не вяжется с количеством огнестрельного оружия в стране. По данным только за 2007 год, Норвегия занимала 11-е место в рейтинге самых вооруженных стран мира, оставив далеко позади Анголу (34-е место), Пакистан (57-е) и Россию (68-е). Тогда на 100 человек здесь приходилось 33 единицы огнестрельного оружия, в США эта цифра достигала 88. Свежих данных по стране нет, но сами норвежцы уверены, что скоро догонят Америку.
Оружие здесь любят, поэтому хранить дома несколько винтовок – антикварных или новых, оснащенных по последнему слову техники, для норвежца в порядке вещей. Многие помешаны на оружии, и я могу лишь подозревать, что не все покупают его легально. Где приобрел свое Брейвик, неясно. В дневнике террорист написал, что купил его вполне законно. В то же время норвежские СМИ сообщали, что Брейвик стрелял из автомата, находящегося на вооружении норвежской полиции. Купить его в простом оружейном магазине невозможно.
Полицейская дыра
Еще одна неприятная тема для следствия – полицейская форма, в которую был одет Брейвик. Логично было предположить, что он сделал имитацию на заказ. Так все и думали, пока полиция не сообщила, что форма террориста была настоящей. Как она попала в руки к Брейвику, теперь обещает выяснить следствие. О ней, как и об оружии стрелка, сейчас уже почти не говорят – похоже, это больной вопрос.
За последний месяц работа стражей порядка, и не только столичных, подверглась жесткой критике. Так, в середине июля в прессу попал указ для внутреннего пользования полиции Бергена, который содержал в себе список т.н. неприоритетных дел, на которые у полиции нет ни сил, ни времени. В список попали такие нарушения, как хулиганство, ссоры с соседями, а также мошенничество на сумму менее 100 тысяч норвежских крон. По данным ссылающихся на официальные источники СМИ, за последний год в Норвегии были закрыты 7148 дел – все по причине нехватки персонала.
Нехватка полицейских остро ощущается как на дорогах страны, так и в ее водах: встретить патруль во фьорде или на скоростном шоссе – большая редкость. Именно поэтому стражам порядка понадобился час, чтобы преодолеть всего 600 метров с материка до острова Утейя. Пока полиция ждала прибытия собственной лодки, Брейвик убивал по одному человеку в минуту.
Самотеррор
В течение четырех дней со дня трагедии в Осло и на острове Утейя со страниц газет и экранов телевизоров не сходили фотографии довольного собой Брейвика. СМИ цитировали и продолжают цитировать отрывки из его манифеста, подробно описывать характер, образ жизни и даже привычки террориста. Похоже, именно этого он и добивался.
Морально и физически подготовленный, финансово обеспеченный и образованный Брейвик за девять лет ни разу не вызвал подозрений ни у друзей, ни у родственников. Ничего необычного в поведении норвежца не заметил даже водитель такси, подвозивший террориста домой менее чем за сутки до взрыва в Осло. Сейчас СМИ пытаются успокоить людей, сообщая, что Брейвик проведет следующие 30 лет в тюрьме. В тюрьме с одиночными камерами, в каждой из которых есть телевизор, холодильник и душ. Но мысль о том, что за массовое убийство террорист фактически отправится в хороший отель, не укладывается в головах людей.
Сейчас, куда бы я ни пошел, чувствуется висящее в воздухе беспокойство, недоверие к соседям, коллегам по работе и даже друзьям. Привычный норвежский стереотип о местном образе жизни и моральных устоях никак не вяжется с разрушительным взрывом в центре столицы и расстрелом подростков на острове Утейя. Те, кто знал Брейвика или общался с ним лично, говорят, что он был очень спокойным, отзывчивым и добродушным человеком, поведение которого не вызывало ни малейшего подозрения. Он вел себя так же, как я и вы, думают норвежцы. И от этого у них стынет кровь.